РАЗГОВОР-IV

    ...Язычок свечи чуть колеблется, словно бы от легкого ветра или дыхания. Два приглушенных голоса в темноте:
    -Тот, кто пришел к эльфам первым - это, сколь я понял, Черный Всадник?
    - Именно.
    - Но канон ничего не говорит об Эльфах Тьмы. Там сказано... постойте... да: “Но о несчастных, которых заманил в ловушку Мелькор, доподлинно не известно ничего. Ибо кто из живущих спускался в подземелья Утумно или постиг тьму замыслов Мелькора? Однако мудрые в Эpессеа почитают истиной, что все те из Квэнди, котоpые попали в pуки Мелькоpа пpежде, чем пала кpепость Утумно, были заключены там в темницу, и медленными жестокими пытками были они извpащены и поpабощены; и так вывел Мелькоp отвpатительное племя оpков - из зависти к эльфам и в насмешку над ними; и не стало позднее более жестоких вpагов эльфам, чем они. Ибо оpки были живыми и умножались, подобно Детям Илуватаpа, но ничто, живущее собственной жизнью или имеющее видимость жизни никогда после своего мятежа в Пpедначальные вpемена Музыки Айнуp не мог создать Мелькоp: так говоpят мудpые...”
    - Да уж, - в голосе Собеседника зазвучала ирония. - Мудрые, вероятно, забыли о драконах и тварях с когтями и клыками, пятнавших землю кровью. Равно как и о троллях... простите. Нет, я вовсе не пытаюсь сказать, что орков не было. И это действительно эльфы - но не “порченные мукой и черным чародейством”: те, которые соприкоснулись с Пустотой. Они - Искаженные. Здесь есть текст - правда, Книга относит его к более поздним временам, уже после Войны Могуществ; думаю, в нем вы найдете ответ на ваш вопрос...


    ВОПЛОЩЕННЫЕ: Ирхи
   
    “...Однако рассказ о народах, населяющий Арту, был бы неполным, если не упомянуть в нем народ ирхи, который старшие именуют орками, или йирх, Смуглолицые же - харгами.
    Ирхи более приземисты и широки в кости, чем эльфы, и подобны обликом скорее Подгорному народу Артаннар-иринэй, или Аулехини; и женщины их, рожающие много чаще, чем женщины эльфов, широкобедры. Живущие в пещерах и не строящие домов, они сильно сутулятся, отчего кажется, что руки их длиннее, чем у людей или эльфов. Они предпочитают сумерки и тьму, как ночные звери, потому глаза их чувствительны к свету; подобно глазам эльфов, глаза ирхи большие, удлинены и чуть приподняты к вискам, но глубже посажены под нависающими густыми бровями, что делает облик ирхи мрачным и угрожающим. Лицо эльфа к подбородку сужается, и формой подобно как бы зернышку яблока; у ирха нижняя челюсть тяжелая, рот велик, зубы же, крупные, подобные клыкам хищника, приспособлены перемалывать сухожилия и кости, и иную грубую пищу. Уши их посажены выше, чем у людей, лишены мочек и прилегают к черепу, раковина вытянута, как и у эльфов, и приострена. Волосы ирхи прямые и жесткие, часто черные, но без синеватого отлива, как то бывает у людей или эльфов, цветом подобны саже, лишенные блеска. Надо сказать, что при любви, которую питают ирхи к блестящим украшениям, в остальном внешности своей они не придают значения, не заботясь о чистоте тела и одежд, так что вызывают неприязнь самим видом своим и исходящим от них дурным запахом. Впрочем, иртха Севера в этом отличны от прочих племен; однако же об этом народе следует говорить отдельно, ибо это их отличие не единственное, и наименьшее.
    Старшие говорят, что народ ирхи суть воплощенное Искажение, и что им не должно быть места в мире. Сколь известно мне из разговоров с Учителем, это воистину так: ибо в замыслах Творивших Мир не было ирха, и были они непредсказанными, но явились когда мира коснулась Пустота.
    Нельзя сказать, что ирхи есть зло от начала; ибо жестокость их, обращенная, как кажется, против всех, есть жестокость хищного зверя, убивающего соперника там, где прокормиться может лишь один. И не было злого умысла в их появлении, ибо изменившая их сила лишена желаний и воли: так нет злого умысла у камня, который, если бросить его, неизменно падает на землю. Но о силе этой, именуемой к’айе, иначе Пустота, или Ничто, говорить здесь я не стану; многое способен понять и постичь человек, и о многом можно поведать словами, даже и об Изначальных, которые более всех живущих в Арте отличны от людей и которых потому до конца не постичь ни нам, ни Старшим; однако не достанет слов, чтобы описать Ничто, которое есть отсутствие и отрицание всего, лишенное чувств, желаний и мыслей, постижения и понимания, неспособное творить.
    И все же истинно то, что для Арты и народов, живущих в ней, ирхи в большинстве своем несут зло: если бы пожелал кто создать народ завоевателей, дабы вытеснить иные народы и стереть их с лика Арты, таким народом стали бы ирхи. Вернее всего, что происходит их народ от Старших: подобно эльфам, ирхи бессмертны, выносливы и не подвержены болезням. Однако у бессмертных эльфов редко рождаются дети, ибо самое сложение тела их таково, что матери тяжело переносить роды, и долго после рождения ребенка восстанавливает она силы, и в помощь ей - лишь силы фаэ, или духа; ибо фаэ Старших сильнее, чем их эрдэ, и потому у них дух правит телом. Кроме того, дети Старших рождаются лишь в годы мира и благоденствия; ибо полагают эльфы (и в том многие, изучавшие природу существ, наделенных разумом, согласны с ними), что для воспитания ребенка, в особенности в первые годы жизни, нужны ему равно и мать, и отец: душа ребенка в это время растет и набирает силы, и в том помогают ему души родителей его. Ирхи же плодовиты скорее как звери, нежели даже как люди, и число их растет во всякое время, будь то время войны или время мира.
    Женщины рождаются у ирхи много реже, чем мужчины: то же видим мы и у Аулехини, и у Старших, кроме первых поколений их. Потому в племенах ирхи женщины считаются наибольшей ценностью, так что немногие из иных народов видели их, ибо хранят их, и оберегают, и прячут от чужих глаз. Как и звери, ирхи сражаются между собой за право оставить потомство, и сильнейшие побеждают. В народе же Северных ирхи женщины правят, и во главе народа их стоит Мать родов, на их языке - хар-ману.
    Как сказано было, ирхи плодовиты, подобно Смертным, и даже более их; ибо редко бывает так, чтобы у людей рождалась двойня или тройня, у ирхи же подобное случается много чаще. Бессмертие их делает невозможной смену поколений, потому и племена их неуклонно увеличиваются в числе несмотря на любые тяготы и невзгоды. Когда же земля, в которой живут они, - а надо сказать, что кормятся ирхи большею частью охотой и тем, что может дать им лес, - становится неспособной прокормить их, племя разделяется подобно тому, как новый пчелиный рой отделяется от старого, и отправляются ирхи на поиски новых земель, и войны ведут из-за них с иными народами и между собой, движимые единственно желанием выжить.
    Так, не будь препятствий тому, в скором времени не осталось бы в мире иных существ, наделенных разумом, кроме ирхи: ибо бессмертные эльфы и долгоживущие Аулехини не столь плодовиты, сколь они; люди же смертны.
    Часто Старшие высказывают сомнения в том, что ирхи родственны им; ибо по сложению и облику народы эти весьма различны. Истина в том, что нет у ирхи неизменности эльфов, потому облик их в течение нескольких поколений может измениться так, как требует того жизнь их. И, если первые из ирхи - а их и доселе мы можем видеть в Северном племени, - были воистину во многом подобны эльфам, ныне облик их разнится не менее, а зачастую и более, чем облик эльфов и людей.
    Ирхи - чужие миру, и потому сама Арта отвергает их: земля не родит для них, и хищные звери, встретившись с ирхи, нападают на них, прочие же бегут их. Оттого и сами ирхи ощущают чужим этот мир, и не заботятся о том, чтобы жить в единении с ним, полагая это невозможным; и мыслят, что могут делать с миром и живущими в нем все, что захотят.
   
    Далее следует кратко сказать о тех ирхи, что живут ныне к западу от Гор Солнца.
    Первым пришло в западные земли племя, называвшее себя иртха, что значит - Рожденные землей. И поселились они в Горах Ночи к югу от Земли Тысячи Озер, Ард`аэлинир Тэссэа. Не было у иртха вражды ни с кем, ибо в те времена земли эти были пустынны, леса же изобиловали дичью; знали они Тано Мелькора, ибо много помогал он им в те времена, и учил их тому, что было потребно им, чтобы выжить, и лечил их; и Эллери Ахэ, древний народ, который называли иртха - йерри, также помогали им во многом. И доселе живет народ иртха в Гортар Орэ к западу от Твердыни; они сторонятся людей, но повинуются Владыке Севера, коего называют - харт`ан, Сильный Дарующий, и Гортхауэру, которого зовут - ах`хагра, великим вождем воинов, и делают это не по принуждению, но по доброй воле.
    Племя это, как и говорил я ранее, отлично от иных племен ирхи, ибо в древние времена приняли они Закон, каковой не дает числу их умножаться сверх меры; иба издревле известны женщинам дни, что благоприятствуют или не благоприятствуют зачатию, и известны им тайные составы и травы, не чинящие вреда женщине, но и не позволяющие ей против желания понести ребенка. И ныне, приянвшие Закон, стали они народом, способным жить среди иных народов Арты. Потому и не ищут они новых земель для себя, и не истощают тех, в коих живут; потому и мир не враждебен им, и в них не пробуждается вражды к нему. Однако к истокам своим не вернулись они, став иным народом, непохожим ни на эльфов, ни на людей, ни на прочих ирхи; называют же их ныне не Искаженными, но Измененными.
    Вторым племенем ирха были уруг-ай, что пришли после первой Великой Войны; однако же к тому времени многие земли уже давно заселены были Синдар и Нандор, и попытались уруг-ай оружием отвоевать их, но в землях Дориата потерпели поражение; а было это в двенадцатый год от начала Твердыни, в год 4276 от Пробуждения эльфов. И была война Синдар и уруг-ай первой в череде Белериандских Войн, как именуют их эльфы.
    Ныне уруг-ай отвоевали себе земли в Дортонион и ревностно охраняют их, почитая врагом любое существо, будь то нолдо или синда, человек Трех Племен или воин Севера, или даже соплеменник их, кто посмеет преступить границы их владений. Страшатся они Владыки Севера и воинов его, потому из страха могут подчиниться его воле; но не может быть опоры в том, кто служит из страха, потому уруг-ай - более враги Северу, нежели союзники.
    Третьими были урухи, пришедшие позднее всех, небольшие вначале кочевые племена, искавшие новых земель и охотничьих угодий. Урухи не повинуются никому, кроме своих вожаков, но между племенами их царят раздоры, и лишь изредка объединяются они против общего врага. Изо всех ирхи они более всего отличаются от Старших, и невольно приходит мысль, что свирепость и жестокость в крови у них. Нет никого, кто мог бы подчинить их на сколь-нибудь долгий срок или заставить повиноваться себе; воистину, рознь между ними - великое благо для всех живущих, ибо столь велика их ненависть ко всем, кто непохож на них самих, что, объедини они силы свои, немыслимо трудно, а, быть может, и невозможно было бы остановить их, и лишь ценою большой крови - хотя и ныне крови по их вине льется немало...”
   
    (Из “Повествования о народах, населяющих Арту”, кое составил Эртаг эр’Коррх, летописец Твердыни, в году 325 от Начала Твердыни.)