или гипотеза, как орки, нормальные злобные орки, могут или не могут сосуществовать с другими расами.
Заранее прошу прощения у всех, кого мои выкладки обидят: намерения обижать не имею.
Thanks Панче за некоторую критику, позволившую заткнуть дырки в нижеизложенном.
=================================================
Орки - чума Ард/ты, поскольку у орков естественный прирост намного (в разы)
больше естественной убыли.
=================================================
Все остальное - злобность, дикость, низкая развитость, - не специфично именно для орков. А это специфично.
У остальных разумных рас есть механизмы регуляции их численности.
И они включаются, когда возникает нехватка ресурсов - в общем случае, еды (вопль "Пространства! Пространства!" сводится к тому же самому, как только мы задумаемся, зачем нужно это пространство).
Пока ресурсов избыток, из-за них сражаться насмерть смысла нет. Мелкие конфликты могут быть, но то мелкие. Стало не хватать еды - ушли в другую долину. Это было возможно на самой заре времен. Когда все сытые, отчего не быть пушистыми.
Вот когда мир стал в той или иной степени поделен - там начались конфликты.
Полагаю, мы согласимся, что Ард/та ограничена в пространстве.
Если едоков на ограниченном пространстве становится больше, чем еды, возможны два выхода: 1)увеличить количество еды - но его невозможно увеличивать до бесконечности, при самых развитых технологиях все равно будет какой-то предел 2) уменьшить количество едоков.
Война - метод регуляции численности эльфов: в эпоху бедствий у них дети не
рождаются, иначе мир бы постепенно оказался по уши в бессмертных эльфах.
Ладно, не спорю, идея неласковая. Но ведь не рождаются же эльфийские
дети во время войн! А если рождаются, то получаются неправильно
воспитанными.
Что "заражает" второе поколение той же воинственностью.
==============================
Дурная гипотеза: вспышка пассионарности у нолдор была результатом
демографического давления в Валиноре.
==============================
Семь сыновей Феанора - это факт. При том, что с женой у него отношения были
сложные и далекие от идеальных.
Вооот. Эльфы, когда их слишком много, заражаются сильмариллиозом и идут
воевать.
Число их сокращается, поскольку дети не рождаются, а взрослое население
частично гибнет, оседает в Мандосе и далеко не сразу возвращается.
Демографическое давление ослабевает, война заканчивается, и снова можно
расти в числе.
Отсюда резня. Отсюда мечи у нолдор и луки у телери. Отсюда переход через льды. Т.е. это не единственная причина, но как минимум одна из причин. Сожжение кораблей - не было ли это подсознательным "а вы нам тут не нужны"?
Люди, когда их много, воюют или болеют. Помогает. От избытка людей, в
смысле.
В Нуменоре эти механизмы регуляции отсутствовали - народец на стену лезть начал, ломанулся колонизировать континент - то есть, воевать; ударился в поклонение самизнаетекому, а в финале - самизнаетекуда. Это еще учитывая, что срок жизни плавно снижался. То есть, естественный механизм все-таки включился. Но сработать не успел.
Орки, когда их много... Если описанное в "ВК" поведение орков сколь-нибудь
соответствует истине, главной опасностью для орка является другой орк.
Механизм выглядит как "орки от испуга скушали друг друга".
Они не то чтобы друг друга мочить горазды, скорее "dolbi surround", что
один чел перевел как "долби всё вокруг"
. Т.е. для них нет большой
разницы, бить эльфов, людей, гномов, или бить другое племя орков, или даже волчью стаю.
Конкуренты? ПЫЦ НИХ!!!
Мало того, если это не конкуренты, с ними можно и договориться (известно, что орки сотрудничали с людьми и гномами, а также есть загадочный момент, якобы орки участвовали в войне Последнего Союза на стороне оного против Саурона).
Но с точки зрения
других рас, быть регулятором численности орков -
"невыгодно", а зачастую - смертельно, т.к. у людей, эльфов и гномов есть и другие регуляторы. Получается, что, к примеру, людей долбают сразу 2 лимитирующих фактора - собственная смертность и гибель от рук орков. И популяция людей сокращается быстрее. И орки вытесняют людей.
Возникает закономерное желание "нормальных рас" устраниться от контактов с орками, чтобы орков "регулировали" орки же.
Т.е. если орочьи банды локализовать, они начнут гнобить друг дружку,
саморегулируясь. И не угробят среду обитания. По крайней мере, не в большей
степени, чем люди. Если таки угробят окружающую среду, то сами же и передохнут.
Земля их не любит? Вот им смертность от несчастных случаев. Вот им голодные зимы.
Если мозгов у них нет, то ничего они в своей локалке не выдумают...
А если мозги есть, эти мозги опасны для окружающих... но зато в этом случае орки могут въехать своим умищем в концепцию "лес надо беречь, в нем еда водится".
Каннибализм. Для тупых орков - подмножество модели поведения "бей всё живое, убил - съешь". Для нетупых - реализация одного из методов "береги лес". Т.е. если на небольшом замкнутом пространстве развелось много орков, и им нечего жрать, они будут жрать друг друга. Возможно - с не меньшим удовольствием, чем оленей и сусликов. Белковая пища. И сама к тебе идет; кто смел, тот и съел.
Либо процесс установится на постоянном уровне, либо пойдет вразнос, и тогда орочья популяция схлопнется. Если схлопнется не до конца, то природа постепенно восстановится, и орки снова расплодятся. Циклический процесс. Все довольны.
Нет, ну разумеется, если у этих голодных каннибалов будет шанс вырваться из локалки и пойти бомбить соседние народы, они так и сделают. И если своих мозгов на это у них нет, то непременно найдется умник, который станет их
мозгами. Саруман - тому пример.
Задачка в том, как орков не выпускать из мест их обитания.
Мало того. Если бы у людей не было "дара смерти" и болезней, это были бы те же орки по количеству и воздействию на природу. Если люди Ард/ты
сколь-нибудь похожи на людей Земли.
Итак. Откуда может прийти решение. Смотреть будем по фэа, поскольку она на Ард/те первична. Допустим,
результат применения этого (пока неизвестного нам) решения один из следующих:
1) Орки - такие люди. Тогда они умирают сравнительно быстро и перед этим болеют. Ноу проблем.
2) Орки, если их умыть, сойдут за эльфов. Тогда они не размножаются в эпоху бедствий. А когда их становится многовато, тут эпоха бедствий и приходит.
Точнее, они ее организуют.
3) Орки - это орки. Бандюги бессмертные, здоровенькие и плодятся, как тараканы.
Мррф. Каким же будет собственный, уникальный, не содранный у других рас,
Путь орков? Давайте встроим механизм регуляции.
Все заморочки "за кого считать орков", "в кого превращать орков" сводятся
именно к этому.
К выбору одного из известных механизмов регуляции.А возражения "не надо орков считать ни за кого другого" -
к отысканию нового пути регулирования их числа. Желательно - встроенному на генетическом уровне, как у их ближайших родственников. Потому что на орочью
сознательность надежды как-то мало.
Решим эту траблу - решим всё.
Пусть они болеют, эпидемия - и нету толпы орков.
Или пусть мало живут. (То и другое в сумме = человеческий путь регуляции.)
Или пусть 1 орчиха за свою жизнь рождает 1-2-3 девочек, не больше. Помнится, Перумов в "Земле без радости" для эльфов такой механизм разработал, видимо, из демографических же соображений. Там реализация была не самая логичная и красивая, и ее за основу брать, наверное, не надо, но общая идея годится.
Версия: Саруман пытался разбавить орочьи гены человеческими, чтобы сделать орков уязвимыми... Если верить генетике, проканало бы, но плохо. Даже если человеческие гены доминантны, рецессивные так просто из генофонда не
вышибешь. Но можно было бы "срезать" орочий взрывной рост, притормозить его. Запустить орков по "пути людей".
А "Путь орков" - настоящих орков, не полулюдей и не "таких людей", -
изоляция.
Причем достаточно мощная. Как Валинор, только наоборот. Фазовый сдвиг части Ард/ты, неодолимый барьер. Внутри - замкнутая экосистема. Остров.
Принципиально это возможно.
Антивалинор. Эльфы ведь уплыли, ушли из мира. Почему бы не симметричный "сдвиг" для орков?
Барьер можно сделать односторонне проницаемым: орк может только зайти внутрь, разумный не-орк может только выйти. А дальше - дело времени. Орков - отлавливаем и запихиваем/вытесняем/убеждаем зайти - внутрь. И предоставляем им шанс стать кем-то, кто уже не будет чумой Ард/ты. Или идти своим путем,
не цепляя других.
Помрут - судьба такая. Не помрут - тоже неплохо.
А если кто из них в люди (эльфы, гномы) выйдет, так и выйдет в прямом смысле. Наружу.
И эта загадка природы, почему орков через 105 лет уже не видно и не слышно, дети в них играют, как в страшных сказочных чудовищ, - решается.