Хольгер! Какой вы у-умный!
Это не комплимент, а констатация факта. Вы в двух пунктах ясно и коротко изложили суть всех затруднений с моделированием эволюционных процессов в Арде.
Как ни странно, но в разделе «Юмор» встретилась мне ссылочка на одну внешне веселую дискуссию, но поднимающую оч-чень фундаментальные вопросы, связанные по теме с этим обсуждением. Да и с другими тоже. Все взаимосвязано
Там ребятки, начиная с другой отправной точки, пришли в конце-концов к тому же: материальное и идеальное. На всякий случай повторю ссылку:
http://www.kulichki.ru/tolkien/arhiv/fandom2/theatr.shtml Надеюсь, никто спорить не станет, особенно сторонники Мелькора, как автора оного явления, что в животном мире Арды, и в растительном (с некоторыми оговорками) идет постоянная БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ. Хищники, граждане, и жертвы. Любой материалист изнутри мира непременно распространит эту борьбу и на разумные расы. Поскольку телесно (не внешне, разумеется, а по сумме потребностей и принятому способу их удовлетворения) люди и эльфы, извините, сильно смахивают на братьев наших меньших. Кстати, и термин этот – «меньшие братья» - уже предполагает некоторое родство.
Так вот, главный вопрос, есть ли существенная разница между людьми (эльфами) и животными? Материалист скажет: нет. Идеалист: да. Идеалист при этом имеет в виду некую субстанцию, называемую на Земле «душа», а в Арде – «фэа». Люди и эльфы обладают фэа, келвар – нет. Профессор даже как-то обмолвился, что орки не имеют фэа, что они такие разумные животные. Тогда вопрос: разум есть свойство фэа, или он сам по себе? Материалист, изучая животный мир, углядит в нем эволюцию разума до высшей его формы – разумного сознания, в людях (эльфах). Идеалист будет отделять разум от «бессмертной сущности»... та-ак, кажется, я нащупала причину, по которой гуманитарии любят разум гнобить
Материалист, живущий в Арде, как реально существующем мире, будет рассуждать подобно материалистам, живущим на Земле, как реально существующем мире. Мало в начальные времена материалистов, практически некому было исследовать объективные закономерности и формулировать их.
Короче, это личное дело каждого, вопрос веры. Талиорне, например, в помянутой мною дискуссии честно и прямо заявил: «Я преживаю не потому поводу, что я - очень умное животное (это я полагаю безусловным фактом, разве что могут быть сомнения в моем интеллекте). Но мне не хочется быть "очень умным животным и ничем большим".»
Ну а я, как материалист, скорее сочту животных чем-то БОЛЬШИМ, чем просто тварями бессловесными.
Последнее изменение: Pancha - 03/19/02 на 23:12:17