Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 
Общественная структура Эллери Ахэ (Прочитано 8253 раз)
02/01/02 :: 6:39pm

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
В дискуссии «Курумо как Разум» Панча затронула интересную тему:
общественную структуру Эллери Ахэ и отсутствие у них государства.
Попробуем разобраться, почему общество Эллери Ахэ было именно таким?
Почему умница Мелькор не стремится сформировать у своего народа жесткую иерархическую структуру?
Я вижу следующие причины:
1. Развитое государство требуется прежде всего при наличии внешней угрозы или необходимости экспансии, то есть для противостояния внешней среде. Личность при этом неизбежно подавляется, зато общество в целом становится устойчивее к внешней агрессии. Мелькор захватывать чужие территории не планирует. И нападения не ждет: эльфы с себе подобными не враждуют, да им и нужды нет: мир юн, земли много, эльфов мало и размножаются они медленно, да и земля к ним щедра – что им делить? Сильно подозреваю, что в эпоху Эллери Ахэ у эльфийских племен, не пошедших за Мелькором или Валар, государство если и было, то формировалось исходно с целью защиты от орков. Для Эллери Ахэ орки едва ли представляли опасность: они, чай, не настолько тупые, чтобы портить отношения с божеством. Вон как иртха Мелькору сразу подчинились, без вопросов. Люди еще не появились (а пока появятся, Эллери Ахэ успеют настолько уйти вперед, что Людям останется только учиться у них). Гномы, предположительно, тоже, по крайней мере, упоминаний нет… может, и появились, но сидели себе в пещерах и занимались своими делами. Остаются Валар… Но Мелькор взаимодействовать с ними не мог, а ожидать нападения… Вот с чего бы им нападать? У них своя земля, у Мелькора своя, эльфов светлых Яванна уж как-нибудь прокормит – опять-таки, что делить? А идеология… ну, я думаю, идеология обычно бывает предлогом, а не причиной конфликта. Пожалуй, единственная возможная _причина_ - страх. Предположительно, Валар могли рассуждать так: Мелькор чему-то там эрухини учит, причем чему-то нам неизвестному. Вопрос – зачем? А может, он, злыдень, спит и видит, как бы к нам в Аман заявиться и пакость какую-нибудь учинить? Раскокал же он наши Светильники в Средиземье. Конечно, он один, а нас много, но кто знает, чего ожидать от его учеников? Лучше их угробить, пока в силу не вошли, а то потом поздно будет. А в качестве прикрытия можно использовать всяческие словеса о Замысле. Вперед и смерть неверным! Мелькор же рассуждает со своей «колокольни»: Валар Детей любят (он же помнит сотворение мира и восторг Айнур перед этими созданиями; да разве у них поднимется рука на ребятишек!?), делить нечего, мы на Валинор не покушаемся, свобода выбора Эльфов не нарушена  - причин для войны нет. Ну, в самом деле, если один сосед другого не любит и они не здороваются, из этого же прямо не следует, что кто-то из них другому дом подожжет.
Главный вывод из этих рассуждений: государство Эллери Ахэ как бы не нужно, т.к. им не от кого защищаться. «Как бы» – потому что это, если смотреть с их точки зрения.
2. Какова цель Мелькора? Раз войны не ждем, и живем в гармонии с природой, и главные ценности – познание, творчество и личностный рост, какая структура общества нам нужна? Правильно, как можно более либеральная, чтобы не давить на личность, не мешать самореализовываться, а, наоборот, создать все условия. Причем тут два момента: с одной стороны, такое общество идеально подходит для поставленной цели, с другой – для личности самого Мелькора, с его независимостью и творческим потенциалом. Мне видится не детский садик с добрым воспитателем, а научная лаборатория, или художественная мастерская, или отдел программного обеспечения (либо маркетинга) в современной фирме (при условии, конечно, что от программистов требуется программировать, а от маркетологов, помимо прочего, думать, генерировать идеи и предлагать новые направления работы компании на рынке; в России частенько все выглядит совсем иначе, но можно ведь и микроскопом гвозди заколачивать, по меткому выражению одного из посетителей данного Доска).  То есть глава коллектива – первый среди равных (самый опытный и/или самый умный), каждый работает над тем направлением, которое его интересует, отношения основаны на доверии и сотрудничестве. Необходимое примечание: речь идет об _общих_принципах_ организации такого типа. Понятно, что в нашей жизни они редко воплощаются целиком, но вот у Эллери Ахэ, судя по всему, это получилось.
Коллектив, созданный Мелькором, полностью соответствует поставленным задачам. Если на лабораторию, к примеру, нападает хорошо организованная банда и выкидывает из окон компьютеры, а ученых убивает, то это не потому, что принцип работы лаборатории был плох, а потому, что у каждой структуры свои задачи. И члены банды едва ли смогут что-нибудь ценное изобрести, и ученые не способны хорошо драться.
Мне, в контексте данного вопроса, все время приходит на ум «Междуцарствие» Айзека Азимова. Крошечный островок культуры среди агрессивно настроенных и более сильных соседей, на первый взгляд, обречен. Вся надежда – на интеллект. И ведь выживают, даже преуспевают. Почему? А у них за плечами длиннющая история распавшейся Империи. Они хорошо представляют себе логику противников, знают, чего от них ждать и как ими манипулировать. У мира, в котором строит свое общество Мелькор, история пока короткая. Войн еще не было. Мелькор и Валар, не сойдясь во взглядах в самом начале и расставшись, знают друг друга плохо. «Кто проник в замыслы Врага?» – так, кажется, сказано в Сильме. Ну, а с позиции Мелькора, думаю, это выглядело как «Кто проник в замыслы Валар?» (не путать с Замыслом Эру, в который вообще никто не проник Подмигивание ).
Выводы:
1. Мелькор все сделал как надо в рамках той задачи, которую решал, и той информации, которой владел.
2. Война была неизбежна, нужен был лишь толчок, чтобы запустить лавину. Даже если бы зловредное Курумо не отправилось в Валинор и не наболтало там лишнего, толчком могло послужить любое событие, которое Валар могли бы расценить как угрозу. Они были морально готовы к войне.
Казалось бы, парадокс – но это только если смотреть на картину в целом. То есть – с нашей, читательской “колокольни”.

Последнее изменение: Тэсса - 02/01/02 на 15:39:00
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #1 - 02/02/02 :: 1:21am

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Тэсса, великолепно! Правда, есть парочка нюансов, на которые я хотел бы обратить внимание.

Государство служит для защиты своих граждан (в активной - экспансия, или пассивной - оборона - форме) - это так. Но вспомним дедушку ЛенинаПодмигивание - как бы к нему не относиться, но в уме и способности анализировать ему отказать нельзя - так вот, по его словам, государство - это орудие, посредством которого господствующий класс подчиняет себе остальные классы (цитирую по памяти и очень примерно, но смысл верен). Так вот, именно поэтому у Эллери Ахэ государства не было и быть не могло - там по определению не было подавления, во главу угла ставилась свобода личности. В свете этого особый интерес приобретают также слова уважаемой коллеги ПанчиПодмигивание о том, что в Валиноре государство былоПодмигивание.

Далее, вернемся к определению государства как средства защиты своих граждан. И тогда опять-таки очевидно, почему Валинорское государство начало войну против Мелькора.

Разумеется, все вышеуказанное - сугубое имхо.
 
IP записан
 
Ответ #2 - 02/02/02 :: 2:23am

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
Да, Иван, вы совершенно правы. Спасибо, что напомнили о подавляющей функции государства. Я о ней благополучно забыла, сосредоточившись на роли государства в отношениях между этносами. А это аспект, конечно, существенный.
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #3 - 02/02/02 :: 8:02pm
Хрюнлейв   Экс-Участник

 
Нет, Иван прав несовершенно и дедушку помнит весьма ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО. А дедушка чернокнижник и некромант был побыгыристее Сарумана, и каждое слово у него со смыслом великим: делом доказано.

Так вот - ленинское определение государства - "_АППАРАТ_ насилия". Каких уж классов - дело десятое, в истории всяко бывало. Аппарат, не функция - функцию защиты/экспансии имеет любая стая/стадо, племя и даже колония одноклеточных, тупая биомасса. И даже люди-нелюди могут _функцию_ эту осуществлять БЕЗ государства, другим способом.

Классический пример - Исландия века саг. Жили люди, выживали, в меру сил и нападали, и защищались - а государства не было. Общепризнано.

Так что вопрос не о функциях (они всегда неизбежно есть, даже в лабораторииУлыбка - нет тут тогда вопроса-то) - а о том, был ли у Эллери Ахе СПЕЦаппарат НАСИЛИЯ. Т.е. ПОЛИЦИЯ и/или АРМИЯ. Можно - в одном флаконеУлыбка.

Только здесь принципиальны оба качества: и НАСИЛИЕ - возможность _заставлять_ тех, кого не удается уговорить соблюдать закон (своих - полицией, чужих - армией). И СПЕЦ: это должны быть постоянные организации, ОБЯЗАННЫЕ действовать, а не - как в Исландии - соседи и/или друзья-родственники, которых каждый  раз надо заново скликать "по случаю", давя моральным авторитетом (личным и/или закона) - а они всякий раз вольны отказаться.

Скажем, дружина князя, связанная клятвой - государство. А племенное ополчение: сбежавшиеся на шум драки соседи - нет. Хотя функцию - разнять драчунов - могут выполнить/не выполнить одинаково.

Так были ли у Эллери Ахе АРМИЯ и/или ПОЛИЦИЯ?
 
IP записан
 
Ответ #4 - 02/02/02 :: 8:22pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Хрюнлейв, спасибо за уточнение, этот нюанс действительно важен, а в моем сообщении в явной форме об этом не говорилось (хотя и подразумевалось).

Сколько я помню и понимаю тексты ЧКА, ни армии, ни полиции у Эллери Ахэ не было (кстати сказать, аналогия с Исландией, при всех ее недостатках, имхо, очень хороша). Ополчение - да, его зачатки стали складываться, раз появились Танцующие с Мечами, но эта была не армия.

А вот проницательный Курумо, тоскуя по организованности и структурированности общества, пытался создать нечто вроде Иностранного легионаПодмигивание.

Кстати сказать, чем бы кончилось появление в неструтурированном обществе военного вождя с боготворящей его армией - да к тому же состоящей из чужаков, которым все равно кого убивать?Подмигивание. Со своим Разумом и стремлением быть первым Курумо ой как быстро перестал бы ограничиваться защитой Учителя...Впрочем, сколько я помню, все это было описано в первом издании ЧКА.
 
IP записан
 
Ответ #5 - 02/03/02 :: 8:56pm
Хрюнлейв   Экс-Участник

 
Именно! Курумо, видать - голова! Чем кончилось бы - очевидно из земной истории, это стандартный сценарий образования государств: призвание/самопризвание варягов. Что Курумо с Легионом, что Рюрик со дружиной, что Ромул и прочие "основатели"...
 
IP записан
 
Ответ #6 - 02/04/02 :: 2:44am

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Подытожу все вышесказанное.
1. У Эллери не было государства.
2. У Эллери не было развитых общественных отношений.

В свете п.2 аналогия с Исландией не проходит. В древней Исландии (базируюсь на сведениях об эпохе викингов из книг многоуважаемой М.Семеновой), равно как в древней Скандинавии, Нормандии и пр. существовали КЛАССЫ. Были, извините, знатные, свободные и... рабы (женщины там тоже формировали как бы отдельное сословие, но на этом заостряться не хочу). Вот так вот. А у Эллери не было даже, извините, главы городского собрания. Где у них, извините, ратуша? И другие сооружения муниципального значения? Например, общественные склады продовольствия на случай неурожая. Сама Элхэ, извините, подчеркивала, что в жизни Эллери случались разные неприятности, связанные с неуправляемыми стихиями. Я вообще молчу про аналог орочьей «матери рода»...

Раз уж меня тут называют «апологетом Курумо» (хотя правильнее меня было бы назвать «апологетом Разума»), буду его защищать Улыбка Думаю, Курумо не такой дурак, чтобы навязывать Эллери государственный строй, подобный валинорскому. С жесткой иерархией и системой подавления. А вот что он Мелькору предлагал, какие реформы, о том вы в той же ЧКА распрекрасно можете сами прочитать. В главах про Аст Ахэ Улыбка Где Мелькор не просто Учитель, а еще и Владыка. Ну, сравнивайте теперь, ищите полицию и спецслужбы. Армия есть, да. И вполне боеспособная. Там вообще каждый, извините, воин Улыбка Так называемый «иностранный легион» - мера вынужденная, крайняя. И появился аккурат к началу войны, а не заранее. И вряд ли его дальнейшее существование планировалось создателем именно в качестве «иностранного легиона». Имхо, толковый правитель уж как-то бы после войны распорядился оставшимися в живых ветеранами. Ой! Да хоть границы патрулировать отправил! Или разбойников вылавливать. Или вообще – наградить всех железными крестами и распустить по домам Улыбка А общество Эллери, если собиралось существовать долее 500 лет, обязано было стать хоть немного структурированным, похожим на соседей хотя бы...

Кстати, нам понравилось словосочетание «зловредное Курумо», гы-гы... И я уже от себя добавлю, что оно лишнего никогда не болтает. Оно наболтало чистую правду, факты, из которых валары сами сделали соответствующие выводы. А какая правда? Простое описание Эллери – и вот вам Искажение Замысла, величайшее преступление в глазах верных Эру. Да! И оно же избавило детишек от участи родителей. Оно, оно, больше некому. К добру ли, к худу ли, но не могло оно иначе... Как некому больше в то время было видеть ситуацию в целом. Зря Мелькорушка отмахивался, ему ведь говорили, его ведь предупреждали... Предупреждало, то есть Улыбка Имхо, оно же неплохо ориентировалось в Замысле Эру. С ним даже Манве советовалось... Тьфу! Советовался Улыбка
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #7 - 02/04/02 :: 3:30pm

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Думаю, мне следует извиниться перед Хозяюшкой за то, что начала по привычке обсуждать проблему со своей колокольни. А ведь вопрос про общественные отношения у Эллери на мой взгляд лучше всего прояснить способна именно Элхэ. И я бы ее информации в данном конкретном обсуждении доверяла бы на 100%.

Что скажете, Хозяюшка? Какими они были, Эллери? Тэсса фокусируется на их культурных достижениях и считает общество Эллери сродни научной лаборатории. Ну, как там у людей взаимоотношения. И вообще, ей там нравится. А я считаю их помесью лаборатории с детским садом. Дети они малые, политически. И это мне не нравится. Вот жили бы они на другой планете, без Валинора над душой и без ничейных эльфов с орками под боком... Я бы просто хотела получить, скажем, более развернутое описание внутренней структуры общества Эллери, если таковая была. Имею в виду должность мэра, социальные различия и т.п.
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #8 - 02/05/02 :: 4:16am

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
"Кстати, нам понравилось словосочетание «зловредное Курумо», гы-гы..."
Хоть кто-то оценил Подмигивание (*страшно довольная*)
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #9 - 02/05/02 :: 4:22am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
Собственно, государи мои, а как остальные эльфы живут в, скажем, довалинорские времена (да и потом, если по-хорошему - до I Эпохи)? Есть вождь или король; ну, у Эллери, положим, тоже есть. И - ни вам армии, ни полиции, ни каких-либо иных институтов принуждения... а? Почему вас интересуют именно Эллери, в отрыве от всех остальных?
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #10 - 02/05/02 :: 2:25pm

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Меня-то как раз интересует ситуация в целом Подмигивание Армия и полиция - барахло. А классовое неравенство, хотя бы формальное расслоение общества - вот, что интересно. И чем короли Эллери отличались от королей других народов? Например, требовали ли они к себе несколько иного отношения, чем к простым гражданам?
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #11 - 02/05/02 :: 4:17pm

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
Полноте, Панча, откуда у Эллери Ахэ короли? Подмигивание Любимый Учитель у них был, единственный и неповторимый. А насчет "несколько иного отношения" - мне сразу вспоминается знаменитая игра в снежки Улыбка Да и в Аст-Ахэ не было формального неравенства, во всяком случае, по праву рождения. Было расслоение по интересам, способностям, возможно, по уровню мастерства.
Вот как было у других народов, не знаю Печаль Такое впечатление, что один вождь или король. И никаких классов/сословий.
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #12 - 02/06/02 :: 4:21am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
В попытках поиска общих закономерностей, как мне кажется, Вы допускаете одну, зато существенную, ошибку. Чем больше Ваших сообщений я читаю, тем яснее понимаю, что для Вас эльфы – это такие бессмертные люди, а майар/фаэрнэй и Валар – это такие безмерно «крутые» эльфы. Потому для Вас и брак эльфа и человека не предтавляется ничем из ряда вон выходящим: подумаешь, смертный и бессмертная! Подумаешь, сменить путь! Может, и не так легко, но ничего странного в этом нет.
А выводить обобщения в отношении полуэльфов, как и в отношении смешанных бракой (о чем я уже говорила) – не только невозможно, но и бессмысленно. Каждый подобный случай уникален, каждый такой союз – сугубо индивидуален, каждая судьба играет свою, в той или иной степени существенную, роль в истории Арды/Арты.
Осовное отличие людей от эльфов заключается не в том, что люди недолговечны и смертны, а эльфы в пределах Арды/Арты обладают бессмертием. Люди, с точки зрения эльфов – чужаки, они отличаются от эльфов в гораздо большей степени, чем те же гномы. То, что только люди способны покидать мир после смерти, уходя на Неведомые Пути – не формальное отличие, это свойство, непостижимое для связанных с Ардой/Артой эльфов.
Все это напоминает мне попытки рассматривать поведение Хуана с точким зрения зоопсихологии: дескать, это такая собака, только очень умная и иногда говорящая… а дракон – это, вероятно, тоже такая большая ящерица, только говорящая. Впрочем, драконам навязывается в основном человеческая психология – хотя, как я уже где-то говорила, драконы отличны от людей едва ли не более, чем люди – от Валар.

С чего я начала, собственно, говорить об этом? С того, что Вы пытаетесь навязать эльфам социальную структуру людей – а ее у эльфов быть не может. Именно что – потому что не может быть никогда. Ни в одном эльфийском государстве нет судебно-исполнительной власти; нет полиции; нет регулярной армии; нет вообще государственного механизма в человеческом понимании этого слова. Суд вершит Король; и суд этот каждый раз решает вопросы сугубо индивидуальные, и необходимость судить возникает крайне редко. На домах эльфов нет замков – и определяется это не какими-либо законодательными установлениями. И социального расслоения тоже нет как такового. «Человеческое, слишком человеческое…»
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #13 - 02/06/02 :: 5:21am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Ну, во всяком случае слуги у эльфов были - слуги Эола упоминаются в тексте. Конечно, Эол - эльф, что называется, со странностями.Улыбка но все же думается, что система была примерно одинаковой...

По поводу королевской власти у нолдор я уже кидала кусочки переписки с листа - чтобы продолжить, мне надо просить разрешение на цитирование частной переписки.Улыбка
Так что социальная структура у эльфов все-таки была... хотя во многом... ну, идеализированная, что ли.
А Хуана я по-прежнему воспринимаю как большую и умную собаку... извини уж.Улыбка
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #14 - 02/06/02 :: 11:49pm
Хрюнлейв   Экс-Участник

 
Кто бы спорил (только не я) ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ социальной структуры у эльфов быть не может. Но отсюда НЕ следует, что не может быть другой - нечеловеческой.

И Хуан, конечно, не собака вовсе. Но он и не вовсе не собака. Он И собака ТОЖЕ.

Ну, не может НИКАКОЙ дух в мире Профессора воплотиться БЕЗНАКАЗАННО (ну, в смысле - без последствий для себя. Пусть самых приятных. Форма обязывает: любая, не только мундир.), произвольно.

Ни Хуан, ни Мелиан, ни Мелькор, ни Саурон, ни Гендальф, ни Эльвинг, ни распоследний эльф не вольны выбирать и перевыбирать форму воплощения как угодно. Как даже валар не вольны менять, скажем, пол формы воплощения: он определяется их внутренней сущностью - так  внутренней сущности, скажем, Хуана, было присуще нечто киноидное.

ИмманентноУлыбка.

ИМХО!!! 

 
IP записан
 
Страниц: 1 2 3