Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 
Общественная структура Эллери Ахэ (Прочитано 8274 раз)
Ответ #15 - 02/07/02 :: 4:05am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
А я и не спорю Улыбка Хуану было присуще нечто киноидное, Мелиан (а то и Саурону) - эльфийское...
а Мелькору, например - человеческое (IMHO). Но это не означает, что Хуан - собака, Мелиан - эльф, а Мелькор - человек, в полном смысле этого слова. До поры до времени, по крайней мере...
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #16 - 02/13/02 :: 5:13pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
об общественной структуре Эльфов (в том числе и Эллери Ахе).
            Мне кажется, что в силу того, что у них была особая природа
            (они были, если можно так выразиться, 'интуитивным' нродом, то

            есть в гораздо меньшей степени, чем все другие народы,
            завязаны
            на 'материальную' сторону нашего мира), у них была
            'продвинутая'
            форма общества, при которой власти как аппарата подавления
            просто не существует, а есть только те, кто обладает
            авторитетом
            в силу мудрости (очень грубый аналог -- Властители у Карсака).

            Потому что -- зачем нужно 'обычное' государство? Для
            подавления
            деструктивных влечений жителей (склонность к престулениям и
            так далее)
            Но у Эльфов (включая Эллери Ахе) этого не было (почти уверен!
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #17 - 02/13/02 :: 6:54pm

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Улыбка Гыр-р, Хольгер-р! Улыбка

А я практически уверена, что у всех эльфов, кроме Эллери, было классовое неравенство. Но идеализированное, как уточнила Раиса (которая Сабрина). Разумеется, и речи не идет об эксплуатации эльфа эльфом. Но были короли - раз. У королей были родственники - два. И у всех более-менее уважаемых глав родов были, извините, слуги. Только короли не злоупотребляли, а слуги служили искренне, от души и с полным осознанием. Ну, вроде как Сэм звал Фродо "хозяином"...

И я, оказывается, не одинока в своем мнении, что общественные отношения Эллери - чистой воды коммунизм Улыбка О котором, кстати никто не имеет ни малейшего представления. Как был абстракцией, так и остался. Видать, чего-то в нем, коммунизме, не хватало, чтобы из идеала в живую жизнь воплотиться. От туда же, за коммунизмом, канули и Эллери Печаль
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #18 - 02/14/02 :: 6:51am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
Панча, если Вы будете чуть более корректны, а равно ж и чуть менее склонны к грубым обобщениям, я лично буду Вам очень благодарна.
Кроме того, не кажется ли Вам, что сравнение никогда не существовавшего строя/общества с обществом существовавшим, но уничтоженным, не вполне корректно? И думаете ли Вы, что короли и королевская родня присутствовали у эльфов от начала как данность? А также, полагаете ли Вы, что упомянутое "социальное неравенство" у эльфов существовало в первые столетия после их появления (учитывая то, что наличие вождя/лидера =/= наличию короля, двора, придворных и прочая)? Не кажется ли Вам, что Вы пытаетесь сейчас привести эльфов и людей к одному знаменателю - практически, сделать то же, что было сделано в обсуждаемом ныне фильме, т.е., представить эльфов такими людьми, которые умеют чуть больше, чем обычные люди?

Последнее изменение: Элхэ Ниэннах - 02/14/02 на 03:51:54
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #19 - 02/15/02 :: 6:58pm

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Уважаемая Элхэ!

Искренне благодарю вас за корректное напоминание о корректности. Вот это мне нравится - никаких обид, никаких извинений! Добрая я, добрая Улыбка Никого обидеть не хочу. Кроме того, на дураков не обижаются Улыбка И обижаются - только дураки Подмигивание

Теперь по теме. Знаете, я скорее подправлю свое определение КОММУНИЗМА, вместо "общественная формация будущего" буду употреблять "уничтоженная в прошлом общественная формация". Не хочу сейчас цитировать БСЭ, но то, что там о коммунизме в двух словах написано, коррелирует с Эллери чуть ли не на 80%. Почему не на 100%? Потому что социалисты-утописты, декабристы, коммунисты уделяли очень много внимания вопросам СОБСТВЕННОСТИ. Разделяли личную и общественную. При коммунизме планировалось всякое отсутствие личной. А Эллери и понятия не имели о собственности. Конечно, чем-то они владели. Но ни у кого и мысли не возникало "присвоить" (даже просто - взять) без разрешения. И не возникало мысли также что-то "зажилить", не поделиться, если просят оное разрешение. Там вообще готовы были подарить все, что в доме есть, если нужно человеку. Библиотеки, к примеру, книги, как я понимаю, были в некотором смысле достоянием всех и каждого.

Теперь о людях, эльфах и о применимости моделей человеческого к "иным". Спасибо вам также за корректное напоминание об опасности слишком поспешных и грубых обобщений (аналогий). Боюсь только, что предостерегая меня от этой ошибки в процессе совершения, вы сами ее уже совершили. Ибо чем глубже я погружаюсь в мир ЧКА2, чем точнее становятся мои тамошние модели, тем сильнее у меня впечатление, что вы написали о КОНКРЕТНЫХ, ЖИВЫХ... людях Улыбка Мои модели и ваши текстовые зарисовки соотносятся примерно как дискретное изображение с аналоговым Улыбка Ну, Мелькор у вас пытается стать человеком. Его фаэрнэй - такие же, как он. Тогда почему Мелькор СРАЗУ ведет и чувствует себя по-человечески? Элхэ (персонаж) вообще и постель ему стелит, и вино подает. Забывают окружающие, что он - иной. Знаете, единственное, в чем Мелькор и прочие с хорошо прорисованными внутренними переживаниями персонажи, иные - так это тем, что им спать не надо, кушать и металл им руки не обжигает. Ну, молниями швыряется, драконов создает - а душа-то у него ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ.

Мне кажется, мы - люди - вообще не можем рассуждать и писать ни о ком, кроме себя самих. Элементарно потому, что мы пока никого другого не встретили. Одиноки ли мы во Вселенной? Есть ли "братья по Разуму"? И сразу видна точка соприкосновения, контакта - разум, чувства. Если иные будут думать, как мы, чувствовать, как мы, - обязательно договоримся, поймем друг друга, найдем общий язык Улыбка

Поэтому мы и не можем при исследованиях "нечеловеческих" цивилизаций применять никакие иные модели, кроме разработанных в изучении истории человечества. Естественно, внося в чисто "человеческие" модели поправки, адаптируя "человеческое" к "нечеловеческому".

С эльфами у нас на самом деле очень много общего. Биологически мы - один вид. Они - разумны, они - чувствуют. Разница лишь в духовной сфере. Впрочем, ее легко измерить и сформулировать. Это сделал сам Профессор. Цитирую:

"Эльфы и Люди -- просто различные аспекты Человеческого и отражают проблему Смерти, как она видится личности ограниченной, но добровольной и отдающей себе отчёт. В этом мифологическом мире Эльфы и Люди родственны в своих воплощённых формах, но в отношении их "духов" к миру времени представляют различные "эксперименты", в каждом из которых есть своя присущая ему тенденция -- и слабость. Эльфы представляют -- так, как это было -- художественные, эстетические и чисто научные аспекты Человеческой природы, но на более высоком уровне, чем у реальных Людей. То есть: они преданно любят физический мир и желают наблюдать и понимать его для себя -- как другое (а именно, реальность, происходящую от Бога в той же степени, что и они сами), а не как материал для использования или основу власти." (письмо 181)

Иными словами, они - это МЫ, только... не "круче", ЛУЧШЕ Улыбка

А можно вообще не задаваться вопросами об "устройстве" эльфов и прочих "иных", а применить бихевиористический подход. Сосредоточиться на поведении, изучении поведенческих реакций на внешние раздражители. И первое приближение - они и ведут себя ПОХОЖЕ. Особенно - феаноринги Улыбка А если они ведут себя похоже, то и, извините, ИСТОРИЯ будет похожа. Формирование общественных отношений будет протекать аналогично. Вокруг ЛИДЕРА образуется круг ПОМОЩНИКОВ. И вся группа будет интуитивно лидеру с помощниками ПОДЧИНЯТЬСЯ. А те будут ими примитивно УПРАВЛЯТЬ. Да мало ли!

Извините, Хозяюшка, если вам просто по каким-то личным причинам неприятно сравнение Эллери Ахэ с коммунизмом. Ну, не любите вы, допустим, коммунизм... Но мой компас Истины упорно указывает на существование сильнейшей корреляции. Что ты будешь делать! Прибор исправен, я его проверила на статье "Юмор" - как обычно прочитала грамотно изложенные собственные интуитивные представления.

Честно говоря, не знаю - зачем сейчас все это написала. Видать, назрело. Надо было расставить точки над "Ё", разобраться с людским-нелюдским и условиями применимости.
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #20 - 02/16/02 :: 5:32am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
Учитывая отсутствие у всех эльфов вообще какого-либо аппарата государственного принуждения, социального или имущественного неравенства, «криминальных» наклонностей, а равно и наличия возможности свободного выбора профессии, всеобщего образования (которое безо всяких натяжек можно назвать высшим, а равно и индивидуализированным) и т.д., мы можем с полным правом сказать, что Эллери отнюдь не являлись исключением из правил. Если уж у Эллери коммунизм, то и у всех эльфов коммунизм.

А вот где Вы «адаптируете 'человеческое' к 'нечеловеческому'», я, простите, не увидела.
Пока что я вижу только, что, с Вашей точки зрения эльфы – это такие бессмертные (и «хорошие») люди. А Валар – очень могучие эльфы.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #21 - 02/17/02 :: 2:17am

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Цитата:
Учитывая отсутствие у всех эльфов вообще какого-либо аппарата государственного принуждения, социального или имущественного неравенства, «криминальных» наклонностей, а равно и наличия возможности свободного выбора профессии, всеобщего образования (которое безо всяких натяжек можно назвать высшим, а равно и индивидуализированным) и т.д., мы можем с полным правом сказать, что Эллери отнюдь не являлись исключением из правил. Если уж у Эллери коммунизм, то и у всех эльфов коммунизм.


Вот именно это я и имела в виду, говоря про "адаптацию" Подмигивание Благодарю!

Вынуждена попросить у уважаемой публики тайм-аут. Не хватает информации. Нужно систематизировать и упорядочить имеющуюся. Тогда, возможно, я сумею предложить уважаемой публике не рассуждалки, а рассуждения. Не исключено, что "гора родит мышь". Но это, как я уже говорила, тоже - результат Улыбка

Предварительно сообщаю направление изысканий. Главная разница между Эллери и прочими эльфами заключалась прежде всего в отношении к вопросу СВОБОДЫ. Который, в свое время, и вызвал раскол среди Валар. Светлые эльфы в своем понимании свободы находились ближе к светлым Валар. А Эллери - к Мелькору. Это же разница должна была сказываться и в различии общественного устройства. Внешняя схема, положим, одинакова, а внутренняя суть различна.

Не-е, я их все же расколупаю, рассклассифицирую... Подмигивание
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #22 - 02/17/02 :: 2:56am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
Сначала дайте определение "свободы".
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #23 - 02/18/02 :: 7:04pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Правильно -- у всех Элфов была 'продвинутая' форма общества,
            что-то похожее на утопию -- потому что Эльфы -- не люди
            и лишены большей части людских пороков. А отличие Эльфов
            Тьмы от Светлых в этом смысле не очень велико (единственное,
            что меня смущает -- Дориaт, он мне кажется все же более
            авторитарным -- запрет Тинголом 'языка убийц' и так далее)

Последнее изменение: Хольгер - 02/18/02 на 16:04:36
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #24 - 02/18/02 :: 8:15pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 

Цитата:
очень велико (единственное,
что меня смущает -- Дориaт, он мне кажется все же более авторитарным -- запрет Тинголом 'языка убийц' и так далее)


н-ну... я бы сказала, что Гондолин под управлением Тургона тоже достаточно авторитарен... одна история Эола чего стоит.Подмигивание
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #25 - 03/11/02 :: 8:16pm

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
История эльфов с позиций диалектического материализма

Многоуважаемый профессор Толкиен был, несомненно, представителем буржуазии и буржуазных взглядов на исторические процессы. Главное отличие буржуазного и марксистского понимания истории состоит в том, что марксисты постулируют преобладание материи над сознанием. Тогда история предстает в виде естественной смены общественно-экономических формаций, причем социальная структура общества есть надстройка над экономическим базисом. В капиталистических государствах материализм не является основной парадигмой исторической науки. Более того, религиозность ученых зачастую влияет на интерпретацию ими фактов. Профессор Толкиен был верующим человеком. Оттого и история Средиземья во многом зависит у него от вмешательства существ сверхъестественных.

Более того, основная масса текстов Толкиена – эльфоцентрична, т.е. повествует о деяниях не-людей, эльфов. Однако, сам Толкиен проводил отличие эльфа от человека не в физическом, а в духовном плане. Эльфы в моральном смысле лучше людей, их жизнь руководима исключительно фэа. Но все же допустимо попытаться исследовать зарождение и развитие общественных отношений у эльфов, используя понятия из науки об истории людей. И вот, что у меня получилось.

Пробудившиеся эльфы были малочисленны, знаний у них было мало. Основным источником пищи служили «охота и собирательство». В первом издании ЧКА эльфы до прихода Валар носят одежды из кож, наконечники стрел и копий – каменные, металлов они не знают. В отличие от людей Земли, которые произошли путем эволюции из обезьян, и которым до одежд и составных орудий приходилось додумываться эпохами, эльфы развивались гораздо быстрее, т.к. они изначально обладали более высоким интеллектом. Кроме того, мир был к эльфам благосклоннее. Если первобытным людям «охота и собирательство» позволяли не умереть с голоду и занимали практически все время, то эльфы полностью удовлетворяли свои насущные потребности, у них даже оставалась куча свободного времени, чтобы выдумывать слова, просто познавать мир.  Общественная структура, соответствующая этому уровню развития базиса, условно называется «первобытное эльфийское стадо». Первый этап первобытнообщинного строя. Разумеется, с поправками, что эльфийское «стадо» никак не похоже на стадо полулюдей-полуживотных. Можно выдумать другой, более благозвучный термин. Ну, хотя бы «первобытная эльфийская община», состоящая из первых эльфийских семейных пар.

Рассмотрим вопрос о собственности. Все члены эльфийского первобытного общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта. Такой способ распределения именуется «первобытным коммунизмом». На самом раннем этапе эволюции первобытнообщинного строя никакой другой собственности, кроме коллективной, не могло существовать. То, что иногда называют личной собственностью, в действительности было лишь личным пользованием вещами, принадлежавшими коллективу. Размеры коллектива (коллективов) на данной стадии не превышали нескольких десятков человек. Никаких особых органов власти внутри коллектива не существовало, не было должностных лиц. Отдельные эльфы могли пользоваться значительным влиянием, но оно основывалось исключительно на личных качествах. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Оно сохраняется и в дальнейшем (см. «Законы и обычаи»).

Далее, с приходом к эльфам Валар, наблюдается гигантский по сравнению с человечеством Земли скачок в развитии средств производства. Охота и собирательство дополняются скотоводством и земледелием. Возникают ремесла, разнообразие орудий труда. Поскольку большинство орудий труда принадлежало к числу таких, которыми пользовались индивидуально, труд все больше обособлялся (парцелляризация труда). Благодаря усовершенствованию орудий производства и трудовых процессов, все более увеличивающаяся часть продукта, создаваемого трудом мастера-эльфа, начала переходить в его более или менее полную собственность. На всех этапах развития эльфийского общества существовал минимальный избыточный продукт. На самом раннем – мир их любил и давал пищи в избытке. На этапе знания ремесел – эльфийский мастер просто любил работать, и производил больше, чем нуждался сам. Ни одна семья не могла существовать, не делясь систематически продуктами своего труда с остальными. Но развивающийся обмен был не обменом товарами, а распространенной в доклассовом обществе его формой – обменом дарами или дарообменом. В «Законах и обычаях» есть упоминание о понятии «личного достояния» эльфа: «Избранные имена были для нолдор как бы частью их личного достояния, как, к примеру, кольца, чаши или ножи, или другие вещи, которыми они могли распоряжаться сами или делить их с родными и друзьями, но которыми нельзя было пользоваться без позволения.» На этой стадии экономического развития первобытная эльфийская община называется «племенем».

Парцелляризация труда имела своим неизбежным следствием утверждение индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как определенной экономической ячейки и возникновение имущественного неравенства. Освоение земледелие и скотоводства было подлинной революцией не только для человечества Земли, но и для эльфов Средиземья. Если раньше они лишь присваивали при помощи созданных ими орудий пищу в готовом виде, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, они начали ее производить, и тем самым создали условия для быстрого роста населения. Возрастали размеры общины, усложнялась структура. Племя теперь имело определенную внутреннюю организацию. Начавшаяся еще на предшествовавшей стадии парцелляризация труда идет к своему завершению: община постепенно превращается в систему все более обособляющихся друг от друга домохозяйств, традиционных эльфийских патриархальных семей – Домов. Именно к этой стадии можно отнести возникновение специальных родовых, общинных и племенных органов власти, появление особых должностных лиц (Глав Домов, Королей). Эти должности становились наследственными. Подобный прогресс общественных отношений мы наблюдаем у людей Земли, у народов, живших в наиболее благоприятных условиях (Египет, Междуречье). Эта стадия развития экономического развития соответствует... второй и последней фазе первобытнообщинного строя, тоже называемой «родо-племенной».

Далее – созданы все условия для перехода от доклассового общества к классовому. Имущественное неравенство, сосредоточение избыточного продукта в руках немногих лиц – на Земле у людей появляются зародышевые формы эксплуатации. Позже – рабство и др. формы кабальной зависимости. Расслоение населения на родовую аристократию и массу рядовых общинников. Начинается становление государства. Что же происходит у эльфов? Из-за высокой духовности, эльфы не используют никакие формы эксплуатации, это противно их природе. И имущественное неравенство у эльфов не похоже на то же у людей. Если у человечества Земли есть бедные (неимущие) и богатые (избыточно имущие), то у эльфов все – богатые, а некоторые – еще богаче. Родовая аристократия формировалась сначала по совокупности личных достоинств. Позже – по наследству. Или по имуществу (спорно). Надо признать, что «имущество» у эльфов – не только материальное. Род Ингве, например, известен музыкальным и поэтическим дарами. Полагаю, их уважали не меньше, чем мастеров-нолдор и корабелов-тэлери.

Общественные отношения эльфов, таким образом, «законсервировались» на стадии доклассового общества, однако, с наличием имущественного неравенства и родовой знати.

Общество Эллери Ахэ за 500 лет существования не достигло второй фазы первобытнообщинного строя. Эльфы, находившиеся под присмотром Валинора, – достигли. Об Авари – мне не известно ничего, но думаю, они развивались аналогично валинорским.
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #26 - 03/11/02 :: 9:59pm

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
Комментарии к теории Панчи с позиции здравого смысла:
Цитата:
На самом раннем этапе эволюции первобытнообщинного строя никакой другой собственности, кроме коллективной, не могло существовать. То, что иногда называют личной собственностью, в действительности было лишь личным пользованием вещами, принадлежавшими коллективу.

И как будет выглядеть такая коллективная собственность? Поохотились – и свалили луки и ножи в общую кучу? Или все-таки каждый охотник за свое личное оружие отвечает сам, что мне представляется более логичным? Одежда в качестве общественной собственности меня тоже смущает. Кожаная или какая другая, но размеры разные, и вкусы тоже. Мне кажется, у эльфов личная собственность должна была возникнуть очень рано: они исходно интеллектуально развиты, и у них, скорее всего, должны быть ярко выраженные личностные различия. Плюс к изделиям своим они эмоционально сильно привязывались, душу в них вкладывали. Не думаю, что эта черта у них только в Валиноре развилась. В общем, сомневаюсь я в том, что не было у них личной собственности. Может, и не сразу, но, по-моему, она должна была появиться достаточно рано. Особенно, если учесть, что эльфы бессмертны, и погибали, скорее всего, редко, т.к. мир их любил. Думаю, они могли позволить себе больший индивидуализм, чем первобытные люди. Тем более, что их в количественном отношении должно быть существенно меньше, и каждая личность, соответственно, цениться выше.
Цитата:
Все члены эльфийского первобытного общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта.

Один хорошо делает оружие, другой хуже, зато охотится более удачно. А третий оружие делает плохо и охотник слабый, зато поет гениально. У них будет одинаковое отношение к средствам производства? И по какому принципу будет распределяться общественный продукт?
Цитата:
Если раньше они лишь присваивали при помощи созданных ими орудий пищу в готовом виде, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, они начали ее производить, и тем самым создали условия для быстрого роста населения. Возрастали размеры общины, усложнялась структура.

Популяция эльфов не может расти быстро. Бессмертные они. И рождаемость у них, насколько я знаю, зависела не от количества пищи. Вообще, сдается мне, что у них развитие общественных отношений определялось не столько количеством населения, сколько опытом старших эльфов, растущим с течением времени. Думаю, эльфы, в отличие от людей, могли устраивать свою общественную жизнь более сознательно. Сомнительно мне, что можно проводить аналогии с человеческим обществом. Слишком разная психология и, что очень важно, на мой взгляд, совершенно иначе организована информация.
И наследственные должности у эльфов, по-моему, должны быть скорее исключением – потому что смерть для них нормой не является.
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #27 - 03/12/02 :: 12:58am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
*** Именно к этой стадии можно отнести возникновение специальных родовых, общинных и племенных органов власти, появление особых должностных лиц (Глав Домов, Королей). Эти должности становились наследственными.

Глава Дома - должностное лицо? Эк вас, однако...
Печаль
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #28 - 03/12/02 :: 8:33pm

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Согласитесь, задача – труднейшая, пытаться взглянуть на сказочный мир, как на реальный. Да и с реальным далеко не все ясно. Ведь наряду с материалистическими, эволюционными теориями у нас вовсю соседствуют теории идеалистического, креационистского (creation) толка. Сказка по своей природе – чистый креационизм. Например, у Толкиена постулировано сотворение 1) мира 2) всех живых существ 3) всех разумных рас. В историю постоянно вмешиваются сущности высшего порядка. Да и вообще – все служит Замыслу... Казалось бы: иди ты, Панча, со своим диалектическим материализмом! (перевод: не па-аньте сказку грязными лапами... !)

Однако, если произнести вслед за Эру волшебное слово: ЭА! (Да будет!..), сказочный мир получает самостоятельное бытие. Оживает. И немедленно попадает в поле действия эволюции и материалистических, объективных закономерностей. Даже Элхэ, говоря о Замысле, рисует его в целом – нелинейным. Узловые точки – предсказаны, необходимы (креационизм). А пути, их соединяющие – непредсказуемы, случайны (эволюционизм). Свобода жизни, свобода воли. Граждане, если вы выбросите напрочь из сказочного мира эволюцию и материализм, так он сказочным и останется.

Общественные отношения эльфов эволюционировали, в основных чертах, подобно эволюции общественных отношений у людей Земли. А эволюция общественных отношений У ЛЮДЕЙ  Средиземья, полагаю, протекала в точности, как наша (поскольку мир к людям благосклонен почти так же, как и к оркам). Особенно у тех, у кого рядом не было никаких учителей, ни Валар, ни майяр, ни даже эльфов. Всяческие внешние учителя - Валар, майяр и т.п. - эволюцию 1) ускоряют 2) направляют, исключая тупиковые пути. Внутренние же учителя – опытные, мудрые соплеменники – эволюционные процессы могут лишь 1) осознавать 2) использовать.

Исходно вся собственность – коллективная. Кто-то лучше охотится, он один мясо кушать будет? Кто-то яблок насобирал, для себя? Кто-то лето красное пропел, его зимой не накормят? Кто-то первый додумался делать лук и стрелы. Так вот, пока ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ не научатся делать луки и стрелы, они будут либо лучника на охоту для всех посылать, либо пользоваться его орудиями труда, если он не лучший охотник. Распределение общественного продукта, хм, коммунистическое конечно: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

Коллективное сознание, определявшее на Земле эволюцию людей, ничуть не уступает по силе развитому индивидуальному сознанию эльфов. Я бы даже сказала, люди – живучее. Коллективное сознание заботится о благополучии ВИДА, а индивидуальное... Разве что эльфы, будучи духовнее, сознательно подчиняли в критических ситуациях личное общественному. После пробуждения эльфы очень заботились о повышении своей численности. Напомню несчастного Финве, мечтавшего о большой семье со множеством детей. А Мириэль взяла и оставила его одного с только одним сыном (черновик Толкиена «История Финве и Мириэли»). Так что рождаемость тогда у них была максимально высокая. Могло и вправду потом не хватить ресурсов, буде они не научись у Валар вовремя земледелию и скотоводству. Кстати, и именно роду Финве пришлось первому в эльфийской истории столкнуться с проблемами наследственной передачи властных полномочий.

Чтобы более-менее достоверно судить об эволюционных процессах (всех видов) Средиземья, надо бы получить оттуда информацию тамошних, хм, материалистов Улыбка
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #29 - 03/14/02 :: 1:32am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Панча: не надо забывать, что исторический материализм
можно применять только при некоторых допущениях:
1. Все знания появляются только из собственного опыта
(отсутствие высшего начала, духовных наставников и т.д.).
2. Среди мотивов поведения преобладают материальные (т.е.
потребность одна -- выжить, никаких "высоких материй" нет).
Боюсь, к ельфам (и Светлым, и Еллери Ахе) это неприменимо
(а применимо только к людям, и то с оговорками --
приходили же к ним Валар и Майяр!).
В связи со всем этим еволюция общественных отношений
на Арде/Арте отличается от земной (не "Золотой ключ"!)
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Страниц: 1 2 3