Привет!
Азазель - обозначение одного из возможных путей человеческого поведения: пути неподсудности, "я-сам-себе-хозяин-никого-не-трогаю-и-вы-меня-не-трогайте". Жертвоприношение, в описании которого встречается это слово, символизирует отказ общины Израиля от этого пути.
Привожу здесь свою статью на эту тему, написанную 4 мая 2001 года в качестве комментария к главам "Ахарей-мот + Кдошим" в йешиве "
Маасэ-решет".
____________________________________________________
Мы все знаем песню Высоцкого о козле отпущения. Не менее знаком нам и обаятельный, но безжалостный "демон пустыни" Азазелло. Нынешняя недельная глава - родина их обоих; впрочем, оба они - одно.
Меня недавно спросили, какой принцип еврейской веры является основным. Я ответил: свобода выбора. Свобода выбора и есть то, что отличает живую материю от неживой, мыслящую живую материю - от немыслящей, а духовную мыслящую материю - от материи "бескрылой, приземленной". Сотворение человека по Образу и Подобию Творца подразумевало наличие у него абсолютной (в отличие от ограниченной ангельской) свободы выбора. Разговор о добре и зле начинается именно там, в раю,
до грехопадения.
Пишет, комментируя нашу главу, великий рав Шимшон бен Рафаэль Гирш (РаШаР; изд. 1873): "непредставимо, что способность грешить и соблазны чувств - лишь следствие искажения человека [первородного греха]. Отними их у человека, и он перестанет быть достойным своего имени. Ибо все величие человека в его уникальном даре: даре
не слушаться Бога."
Добавим, что, не будь в
неискаженном райском бытие "потенциального зла" (т.е. той самой возможности грешить), сам первородный грех был бы невозможен! (Подробнее об этом -
в ответе на вопрос о первородном грехе.)
Сегодня мы читаем о том, как великому коэну предписано приносить жертву за грехи всей общины Израиля. Обществу защиты животных (а особенно козлов) не понравится гибель двух представителей этой породы: одного под ножом на алтаре, второго - от голода и жажды в пустыне. Но и козел, и человек - смертны, и жизнь прожита не зря, если выполнил свое предназначение. Мудрые люди сообщили нам, что, по меньшей мере, быки отлично понимают это: когда Илья-пророк проводил следственный эксперимент со жрецами Ваала, он купил двух быков, по одному на жертвенник. Тот бык, которому выпало быть принесенным Ваалу, открыл пасть и сказал человеческим голосом, что он завидует своему брату, который пойдет на алтарь Единого... (информация из комментариев, а не из текста Писания). Не будем думать, что козлы глупее быков.
Два козла символизируют два аспекта очищения. Первое животное приносится в жертву на алтаре в Храме и символизирует выбранный людьми путь - чистый путь общения с Богом.
Второй козел, неся на себе символический груз грехов всего Израиля (то есть всех людей в мире, осознанно стоящих перед единым Богом), отправляется в пустыню, и никто его больше не трогает и не ищет. Он, как человек, не признающий высшей морали, полностью предоставлен самому себе. Именно это состояние и обозначается, согласно РаШаРу, таинственным словом, которое встречается только в этой главе:
азазель.
"Козел к азазелю" - так обозначается это животное в заповеди. Русский синодальный перевод говорит "для отпущения" (отсюда известная идиома). Различные комментаторы, как еврейские, так и христианские, видели в этом слове то название некоей горы, то скалу вообще (РАШИ), а то и имя идола, падшего ангела или демона (вот откуда Азазелло). Я с охотой принимаю мнение РаШаРа, столь близкое по духу основной еврейской концепции свободы выбора.
Отпуская прочь от нас козла-к-азазелю и принося в жертву козла-к-Богу, мы отвергаем азазель - путь неподсудности, и принимаем путь общения с Богом и подчинения Его законам.
Шаббат шалом!
____________________________________________________
Добавлю, что этимология слова "Азазель" (буквенная запись ЪЗ'ЗЛ) неясна и семитологам. Народная этимология "эз азаль" (ивр. "козе кранты"
![Улыбка Улыбка](http://www.elhe.ru/forumfiles_25/Templates/Forum/default/smiley.gif)
), конечно, неубедительна. Наверняка есть родство со словом "оз" - "энергия, сила, мощь". Тем не менее, на корни это слово не раскладывается.
Буду рад ответить на всевозможные вопросы, если таковые найдутся...
Последнее изменение: Хатуль Феанорыч - 02/12/03 на 17:18:18