Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 4
Об общественной структуре у Еллери Ахе (Прочитано 10270 раз)
12/09/02 :: 8:56pm
Ципор   Экс-Участник

 
В этих двух тредах на Светотени мы обсуждали общественную структуру у Еллери Ахе:
http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=Svetoten&i=1039253129

http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=Svetoten&i=1039308192

Краткое изложнiе вопроса (для тех, кому лень ходить по ссылкам, хотя лучше сходить Подмигивание):
На основании текстов ЧКА мы пришли к выводу, что общество Еллери Ахе не было иерархическим. Всвязи с этим возникло два вопроса:
1. Существовал ли в еллерийском обществе какой-либо отлаженный механизм принятия решений
2. Было ли общество Еллери Ахе приспособленно к самостоятельной жизни и к решению нестандартных ситуаций.

(Ближе концу дискуссия в основном разворачiвалась между мной и Гильрас, поэтому я изложу наши точки зрения. Мнения и реплики остальных участников можно найти по ссылке)

Я отвечала на этi вопросi положительно, приводя в доказательство следующую цитату из ЧКА:
И здесь Эллери строили свои дома из золотистого дерева, тонким узором резьбы обрамляли окна, перебрасывали через речные потоки кружевные мосты.
Земля щедра к тем, кто умеет слушать и понимать ее; потому от начала она одаривала старших своих детей. Но Арта - не Аман Благословенный: здесь бывает и дождливая осень, и суровые зимы, и холодные весны. Здесь не потекут реки медом и молоком - не взойдут хлеба и не вырастут сады по единому слову Йаванны Кементари, и дичь волей Ороме не пойдет в силки, а веление Ульмо не наполнит сети рыбаков...
Они отыскали дикую рожь и пшеницу, научились пахать поля и растить хлеб. Они приручили диких коней и коз, они пряли шерсть и лен, ткали полотно и окрашивали его красками из золотоцветной лапчатки, череды и охры, из дрока, коры дуба, ясеня и дикой яблони, из трилистника, таволги и бессмертника... Брали кору ивы и дуба, чтобы дубить кожу, и ставили на реке верши из гибких ивовых прутьев. Они научились делать ульи и переселяли туда рои диких пчел; они принесли в Долину саженцы яблонь и слив и развели сады - весной Долина тонула в белой, бледно-розовой, нежно-лиловой пене цветов. Они отыскивали рудные жилы, жгли уголь, ковали металл, варили стекло и гранили камни..."

Мой аргумент: выполнение таких работ невозможно без существования отлаженного механизма принятия решений.

Возражение Гильрас: Этот отрывок вступает в противоречие с другими фактами ЧКА: "возьми эту историю с Курумо. Возникла нестандартная ситуация - опасность нападения. Курумо это просёк. Но поскольку неясно кто за что отвечает - невозможно принять какое то решение, потому что просто не предусмотрен механизм принятия решений. Курумо фактически берёт на себя ответственность в обществе где механизм принятия на себя ответственности кого то за что то не предусмотрен.
Кстати Гортхауэр и по ЧКА-1 и по отрывкам вошедших в « Исповедь стража» хочет научить Эллери защищаться, то есть кому то эта мысль в голову приходит. Но принять какое то решение не получается, нет механизма принятия решений."
"Поскольку тут скорее описание, чем история (rech' idet o privedennoj mnoj citate o rode zanjatij Elleri), то остаётся предположить, что тут некоторое преувеличение в описании, или отвергнуть в противном случае некоторые факты. "
Система Еллери Ахе не дает возможность перестраиваться и реагировать на критические ситуации. и действовать в условиях возникновения нестабильности.

Moj otvet: "Я в истории с Курумо вижу не отсутствие механизма для принятия решений, а преступную самодеятельность. С Мелькором, по крайней мере, он мог посоветоваться? Мог. Нет, хотел все сам. Не вижу почему мы на основании этого эпизода должны делать вывод о том, что у Еллери никто ни за что не отвечал. Мы можем на основании его делать вывод лишь о безответственности Курумо. -Улыбка
А из приведенной мной цитаты следует совершенно обратное. Заниматься металургией и разведением садов, когда неизвестно кто принимает решения - ты себе это как представляешь? -Улыбка"
Chto fo Gorthauera - to "Тут тоже дело не в отсутствии механизма. Он фактически действует за спиной Мелькора, зная, что тот не одобряет его поступка. Решение о необходимости обучения владению оружием никем не принимается оффициально по простой причине, что с ним не согласен Мелькор, а Гортхауер не решется идти против него (и выносить на общее обсуждение внутрении разногласия тоже). Но при этом тихой сапой Улыбка обучает ельфов , за что и получает по башке. -Подмигивание"

Vozrazhenie Gil'ras: "**Я в истории с Курумо вижу не отсутствие механизма для принятия решений, а преступную самодеятельность. С Мелькором, по крайней мере, он мог посоветоваться? Мог. **
А ты почитай за что ему влетело. Отнюдь не за то, что не посоветовался.
**А из приведенной мной цитаты следует совершенно обратное. Заниматься металургией и разведением садов, когда неизвестно кто принимает решения - ты себе это как представляешь?**
Поэтому я и говорю, что преувеличенно. С Курумо конкретная история, а тут всё таки описание.
Хотя при благоприятных условиях и при элементарной организации по моему разводить сады всё же можно. "
"Гортхауэру как раз за то, что он с Мелькором не посоветовался не влетело. Ему вообще непонятно за что влетело. "

Mne prihodit v golovu sledujushaja mysl':"Эллерийское общество надо рассматривать с двух точек. Эллерийское общество само по себе , и цепочка взаимотношений Эллери-Мелькор. Из ЧКА следует, что Мелькор стоит по отношению к Эллери сбоку, а не сверху - он дает им советы, учит, но часто предпочитает, чтоб они разобрались сами. Пример: долину Лаан-Гэлломе они находят сами, а на вопрос Гортхауэра Мелькору, почему тот не подсказал, он отвечает, что хотел, чтоб Эллэри разобрались сами.
Я считаю, что в цепочке Эллери - Мелькор действительно нет отлаженного механизма принятия решений. Мелькор дает советы, которые считает нужным и когда считает нужным.Эллери их принимают, потому что он _объясняет_ их полезность. Его совет уходить они в большинстве отвергают, потому что это для них неубедительно, они не могут ему поверить.
А вот в самом эллерийском обществе механизм принятия решений существует и вполне отлажен, о чем я и писала в предыдущих постингах."

Gil'ras:" Пожалуй ничего себе версия. Только пример относительно ранний Общество ещё толком не сформировалось. ( И вообще как и всюду мешают расхождения между ЧКА. В «Исповеди стража» этот эпизод даётся скорее по другому, , а для меня, как я сказала, эти книжки равноправны)"

На этой точкe мы пришли к выводу перебросить эту дискуссию сюда. Возможно у присутствующих появятся какие-то свежиe идеи, до которых мы не дошли. Улыбка

PS: Гильрас, если считаешь нужным что-то дополнить или поправить меня - дополняй и поправляй Улыбка


Последнее изменение: Ципор - 12/09/02 на 17:56:55
 
IP записан
 
Ответ #1 - 12/09/02 :: 8:45pm
Ципор   Экс-Участник

 
Реплика Лапочки по теме:
http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=Svetoten&i=1039394570
 
IP записан
 
Ответ #2 - 12/10/02 :: 12:43am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Я бы сказал, что общество Эллери Ахе находится в состоянии типа гомеостаза (по Гумилеву) -- гармония с природой, красота... и в то же время общества в гомеостазе нерезистентны -- почти не сопротивляются внешним воздействиям.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #3 - 12/10/02 :: 12:45am

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Ципор, что-то я не уловила, каков же был этот механизм принятия решений. Сформулируете?

Если он был, но неизвестно, какой именно, мой вывод навскидку: этот механизм не годился в экстремальной и/или нестандартной ситуации.

Последнее изменение: R2R - 12/09/02 на 21:45:38
 
IP записан
 
Ответ #4 - 12/10/02 :: 12:52am
Ципор   Экс-Участник

 

Цитата:
Ципор, что-то я не уловила, каков же был этот механизм принятия решений. Сформулируете?

Не могу за отсутствием данных. Одна из причин, по которой мы перешли сюда: возможно Элхэ что нибудь скажет по этому поводу. Элхэ, каким образом у Эллери принимались решения? Я имею в виду в вешах, важных для общества. Но что должен был быть - по-моему, точно. См. мои аргументы.

Цитата:
Если он был, но неизвестно, какой именно, мой вывод навскидку: этот механизм не годился в экстремальной и/или нестандартной ситуации.

Обоснования?
 
IP записан
 
Ответ #5 - 12/10/02 :: 1:03am
Ципор   Экс-Участник

 
Цитата:
Я бы сказал, что общество Эллери Ахе находится в состоянии типа гомеостаза (по Гумилеву) -- гармония с природой, красота... и в то же время общества в гомеостазе нерезистентны -- почти не сопротивляются внешним воздействиям.

Кажется, я знаю, к чему вы клоните, поэтому скопирую сюда реплику Антрекота (она есть по ссылке, но пусть будет и здесь)

"Кстати об аналогиях. Вспомните тех же Стругацких - "Попытку к бегству" и "Обитаемый остров" - реакцию нормальных жителей мира Полудня на явное зло. Ведь Вадим с Антоном не опознают концлагерь как таковой, даже увидев его в действии, потому что с их точки зрения разумный с разумным так себя вести не может - а значит есть какое-то иное объяснение ("Как это было на "Цветке". Инженеры чинили синтезаторы..."). И для Максима начальство - по определению авторитет, потому что неинформированного, тупого, злобного и вредоносного начальства он представить себе не может.
Так что неадекватная первая реакция на существование зла вовсе не означает неспособности общества в целом (и отдельных его представителей) сориентироваться и принять меры - если у них будет на это время."
http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=Svetoten&i=1039358195

Речь шла о реакции Еллери на информацию о нападении Валар - Ципор


Последнее изменение: Ципор - 12/09/02 на 22:03:00
 
IP записан
 
Ответ #6 - 12/10/02 :: 2:37am

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Sorry за неточную формулировку. Там должно быть так: в экстремальной _и_ нестандартной ситуации.

Под нестандартной и экстремальной ситуацией я понимаю ситуацию, которая никогда не возникала ранее, и в которой решение нужно принимать быстро. А ошибка грозит гибелью или серьёзным ущербом всему обществу или значительной его части.

Обоснование. Допустим, такой механизм существовал. В смертельно опасной, т.е. экстремальной, и вполне нестандартной, ситуации (вторжение из Амана) он не сработал. Мы не наблюдаем ничего, что позволило бы нам сделать выводы о его устройстве. Следовательно, либо он отсутствовал (тривиальный случай), либо ситуация не была адекватно распознана (а оценка ситуации  есть часть эффективного механизма принятия решений).

Либо наша информация настолько неполна, что мы не можем делать выводы о наличии/отсутствии и свойствах такого механизма.
 
IP записан
 
Ответ #7 - 12/10/02 :: 4:35am

Гильрас   Вне Форума
Живет здесь
Россия,  Мурманск

Пол: female
Сообщений: 523
*****
 
Хольгеру:
«Я бы сказал, что общество Эллери Ахе находится в состоянии типа гомеостаза (по Гумилеву) -- гармония с природой, красота... и в то же время общества в гомеостазе нерезистентны -- почти не сопротивляются внешним воздействиям.»
Если   общество  находится   в  состоянии   гомеостаза,    то   внешним   воздействиям  не   может  сопротивляться    не  только,  даже   не  столько   общество,   а  именно  отдельные  личности.    Потому  что   уровень   пассионарности  очень  низкий.    Но   у   Эллери   Ахэ  мы  этого   не  наблюдаем,   судя  по  описанию   поведения   Эллеро   входящих   в  избранную   восьмёрку(то   есть  девятку)   в   ЧКА-2.   А  так  же  судя  по  истории   Аллуа   описанной(хотя  и  отрывочно)  в   «Исповеди  стража».   Да  и  судя  по  поведению   самой  Элхэ   -   это  поведение  типичного   пассионария.   А   судя  по  её  отношениям   с  другими  Эллери   трудно  предположить,  чтобы   они  являлись  субпассионариями.   
Вывод: 
Если  обществу  действительно   чего - то   не  хватает   для  действий  в  нестандартных   ситуациях,  то     это   отнюдь  не  пассионарность.
P.S.   Я   прошу  прощения  у    тех,   кто  не   читал   Л.Н.  Гумилёва,   но  пересказывать  здесь  теорию   этногенеза  было   бы  слишком   долго.
 

С наилучшими пожеланиями &&Гильрас
IP записан
 
Ответ #8 - 12/10/02 :: 4:41am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27729
*
 
Ох, господа и дамы (Ципор особенно) - я пока постою в сторонке, с вашего позволения, и посмотрю, что можно и чего нельзя вытащить из имеющегося текста. Оно мне полезно, во-первых, а во-вторых - увы, категорически мне не хватает сейчас времени на все. Обойдетесь без меня, как думаете? Подмигивание
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #9 - 12/10/02 :: 5:08am

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Версия. Как мог бы выглядеть механизм принятия решений у Эллери Ахэ.

"Эксперты".

Вот есть у нас дело, в котором нужно согласованное действие многих эллери. Если все знают и все согласны, как и что делать, механизм принятия решений не нужен. Все и так всё делают правильно.

Предположим, у нас ситуация нестандартная или спорная. Допустим, она находится в пределах привычной области знания. Кого в этой ситуации будут слушать? Того, кто знает и умеет больше. Того, у кого больше информации, кто умеет на основе этой информации сжделать правильные выводы. То есть "эксперта" в данной области. Вроде как у эллери были те, кто лучше других разбирался в какой-то области знаний.

Дальше. Пусть ситуация - сама по себе новая область знаний и умений. Война. Экспертов в войне у самих эллери нет. Ищем хоть сколько-нибудь сходные области знания. В принципе, что-то могут знать охотники и странники - они и с дикими орками могли сталкиваться, и с дикими зверями. Эллери знают оружие - хотя бы как спортивный снаряд или орудие охотника. Они понимают, что иногда опасность может быть слишком большой, и от зверя/орка нужно убегать/прятаться. (Или не понимают?)

Если эллери воспринимают грядущую войну как нашествие диких зверей, которым ничего нельзя объяснить, которых нельзя остановить силой и от которых невозможно спрятаться, логичный вывод - ноги.

Дальше. Другая чрезвычайная ситуация. Наводнение, землетрясение, ураган, лавина. Допустим, в Лаан Гэлломэ такого не бывает. Но те же странники могут себе представлять и камнепад, и лавину, и наводнение. И они примерно представляют себе, что надо делать. А делать надо ноги. Вдумчиво. Без паники, организованно, но и без промедления.

Механизм эвакуации - отсутствует. Но может быть разработан, если опасность известна хоть сколько-нибудь заранее. Эллери прошли через кочевой образ жизни, значит, некоторые из них представляют себе, что нужно делать, чтобы к нему вернуться.

То есть, необходимые знания и навыки у эллери есть.

Вопрос в мотивации. То есть, в том, насколько эллери готовы в данном случае положиться на мнение эксперта. Судя по результату - в степени ненулевой, но и недостаточной.

Эксперт по Валинору в данном случае - Гортхауэр. Его мнение подтверждается мнением Мелькора. Но его загруз эллери отметают с ходу - "не бывает", да и всё. На основании собственных умозаключений - "вы одного народа, ты не гоблин, ну и они не гоблины".

То есть. Если бы эллери воспринимали армию Валинора как стихийное бедствие или неостановимое нашествие диких зверей/орков, они могли бы эвакуироваться. (Другое дело, что это могло и не помочь; но именно такой выход им предлагали те, кто знал о надвигающейся опасности хоть немного больше.)
Но собственного опыта, чтобы именно так воспринимать пришельцев, у эллери не хватало.

Что могут делать эллери в том случае, когда эксперт отсутствует или мнения разных экспертов сталкиваются? Можно на опыте проверить, кто прав. Только со стихийными бедствиями это не проходит. Там второй попытки может и не быть. Что, собственно, и получилось.
------------------------------------
Вот. Вопрос, мог ли такой механизм существовать, остаётся открытым, поскольку мы видим: на своё личное мнение эллери полагаются больше, чем на мнение того, кто знает больше них в достаточно важном вопросе.

Возможно, это связано с тем, что у эллери не принято (не требуется) высказывать экспертное суждение до того, как об этом попросили. Суждению эксперта они могут подчиниться, а вот мнение, высказанное по собственной инициативе, воспринимают как совещательное и необязательное.
 
IP записан
 
Ответ #10 - 12/10/02 :: 3:13pm
Ципор   Экс-Участник

 
Ох, господа и дамы (Ципор особенно) - я пока постою в сторонке, с вашего позволения, и посмотрю, что можно и чего нельзя вытащить из имеющегося текста
Элхэ, из текста можно выташить все, что угодно. Улыбка Даже такое, что вам, как автору, и в страшном сне не приснится. Что и было неоднократно доказано. Подмигивание

To R2R: Думаю вы правы. У Еллери образ мышления существ, которые прежде, чем сделать что-либо, спрашивают "почему". В принципе, это хорошо, но в ситуации, требующей быстрого реагирования и когда второй попытки не будет, это может выйти боком. Что и получилось.


Последнее изменение: Ципор - 12/10/02 на 12:13:16
 
IP записан
 
Ответ #11 - 12/10/02 :: 5:09pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
В-1-х, если в обществе уровень пассионарности
равен нулю, это не значит, что это верно для
каждой личности (пример Гумилева об Исландии).
В-2-х, Войну Могуществ и жестокость довольно трудно предвидеть (прецедентов -- не было... и
потом, тот, кто не видел зла, не будет его
предполагать в окружающих).
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #12 - 12/10/02 :: 6:54pm

Гильрас   Вне Форума
Живет здесь
Россия,  Мурманск

Пол: female
Сообщений: 523
*****
 
Хольгеру:
В  Исландии   был   не  гомеостаз,  а  инерционная  фаза.  А  здесь  пассионариев   многовато.  А  главное  судя  по  взаимоотношениям  не   похоже  чтобы  остальные были   субпассионариями.  
P.S.
Да,  и  при чём  тут  во  вторых? Если  действительно  там  был  гомеостаз,  то  "во  вторых"  не  требуется.
Кстати  путешествие  в  Лаан  Гэломэ   скорее   напоминает   стадию  пассионарного  подъёма.  

Последнее изменение: Гильрас - 12/10/02 на 15:54:59
 

С наилучшими пожеланиями &&Гильрас
IP записан
 
Ответ #13 - 12/10/02 :: 6:56pm
Ципор   Экс-Участник

 
Хольгеру и Гильрас

Я так уж и быть не буду требовать у вас пересказ теории этногенеза, но объясните, что такое пассионарии и субпассионарии? Улыбка

 
IP записан
 
Ответ #14 - 12/10/02 :: 7:38pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
В первом приближении пассионарность понимается так. Для того, чтобы окружающий мир был стабильным, даже в неэкстремальных условиях,
приходится прикладывать некие усилия (как минимум -- чтобы не разрушать природу). То есть существует некий необходимый уровень активности, и этот уровень принимается за нулевой уровень пассионарности. Если активность человека (эльфа...) выше этого уровня, то его пассионарность -- положительная, если ниже (например, неспособен даже обеспечить себя
средствами существования), то отрицательная.
Гильрас: а в Исландии, кажется (по Гумилеву)
в 19-м веке был уже гомеостаз...
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 4