Забавная идея – 100 книг, которые должен прочитать каждый.
Кто как, а я поехала. Правда, я не скажу что эти книги прямо-таки дОлжно читать - но подозреваю, что тот, кто их прочитатет, получит немало удовольствия.
Юрий Коваль «Самая лёгкая лодка в мире» Юрий Коваль – писатель по-своему культовый. Так же, как и Туве Янсон, он встречает читающего русского человека сразу за последней страницей букваря с чемоданом «Чистого Дора», «Капитана Клюквина» и «Картофельной собаки». И так же, как существует «Янсон для взрослых», есть и «Коваль для взрослых». «Самая лёгкая лодка» - как раз этой серии.
Удивительная, необязательная, лёгкая, как стрекоза, проза. Не поймёшь, не то сказка, не то фантастика. Не то любовная история, не то повесть-путешествие. Не то фольклорная экспедиция, не то и вовсе «Тёмная-сторона-русской-глубинки-как-я-её-вижу». Странный человек из Москвы от сознания своей ненужности и общего неуюта бытия строит самую лёгкую в мире лодку и долго плавает по болотам. Встречает людей с летающими головами. Ловит раков. Слушает былички про страшное трёхголовое чудище Папашку. В конце концов за ним приезжают из Москвы его друзья и любимая и почти отбирают у него и лодку, и свободу, и смысл жизни.
Но он от них от всех уплывает, всё.
И Эрленд Лу ему кланялся со своим «Наивно. Супер» (а также с «Доплером», кто ценит), и книга получилась – хана всему. Выше всяких.
Януш Корчак «Как любить ребенка»Удивительного жанра произведение – не роман, не руководство по устройству интерната или школы с полным пансионом, не психологический трактат. Великий педагог, человек и пароход рассказывает о воспитании и воспитателях, об учителях и учениках, и о технике безопасности в отношениях между ними.
О том, как любить ребенка, - чтобы никому не было мучительно больно.
Харпер Ли «Убить пересмешника»У книжки имеется эпиграф - «Юристы когда-то тоже были детьми». Собственно, книжка про это и написана.
Вообще-то это дивно веселая повесть, рассказывающая о счастливом детстве в пуританской Америке, по тональности напоминающая какую-нибудь астридлиндгреновскую «Мы из Бюллербю» c «Томом Сойером» пополам. Ну, не знаю, - добрые-строгие нянюшки, таинственные дома с призраками и семейными тайнами, феерически смешные описания школы, жизнь маленького городка (даже хуже - «узкого круга» приличных леди и джентльменов: let’s remember, who we are, let’s remember where we are etc.) и то, как даже в этом узком кругу можно найти массу возможностей для самого захватывающего хулиганства.
Цитата, по-моему, наиболее полно иллюстрирующая то, каким чудным языком все это описано:
Цитата:Во втором классе можно было помереть со скуки, но Джим уверял, что с каждым годом будет лучше — у него сперва было так же, только в шестом классе узнаешь что-то стоящее. Шестой класс ему, видно, с самого начала понравился: он пережил короткий египетский период — старался делаться плоским, как доска, одну руку выставлял торчком перед собой, другую заводил за спину и на ходу ставил одну ступню перед другой, а я смотрела на все это разинув рот. Он уверял, будто все древние египтяне так ходили; я сказала — тогда непонятно, как она ухитрялись еще что-то делать, но Джим сказал — она сделали куда больше американцев, они изобрели туалетную бумагу и вечное бальзамирование, и что бы с нами было, если б не они? Аттикус сказал мне — отбрось прилагательные, и тогда все выйдет правильно.
Аттикус – это отец героини (на момент повествования ей семь, а потом десять лет), глазами которой мы все и видим, такой вполне положительно прекрасный адвокат, полагающий, что пересмешников нельзя убивать ни в коем случае. Да и вообще лучше никого не убивать.
Сквозь немудрящие семейные хроники там постепенно проступает некий судебный процесс, который ведет этот самый Аттикус (и проигрывает, - впрочем, проигрывает ли?). Сквозь разноцветные, искрящиеся картины жизни «простых и добродушных обитателей» городка постепенно видишь запертые двери, и за ними оказываются темные комнаты…
Книжка - о долге. О выборе. О свободе и прощении. О детстве и юриспруденции. И о том, как поздней ночью на берегу озера играют в индейцев.
*Gvendolen, доперев где-то до половины списка и прикинув, о чем собирается писать во второй половине, удивляется. Очень удивляется. Н-да, составление подобных каталогов помогает, однако, разобраться в собственных читательских пристрастиях и сделать определенные выводы. Люди, пишите каталоги! А то вот так живешь-живешь и не знаешь… Ну что ж, чем богаты, тем и поделимся. Дальше. *Стивен Кинг «История Лизи»«История Лизи» - последний на данный момент роман Кинга, вышедший уже после его торжественного обещания больше никаких романов не писать НИ-ЗА-ЧТО.
А вот фиг ему, как выяснилось.
Очень-очень страшный роман – вы таки будете смеяться, о чем. О том, как один человек смог ненадолго вернуться «с той стороны», потому что не доделал много важных дел. И потому, что очень не хотел оставлять свою жену, которую очень любил, наедине с кошмаром.
Головокружительная динамика действия.
Безжалостно-простой и забавный стиль.
Фирменный кинговский саспенс без дешевых эффектов и потрясающая лирика без р-рымантического надрыва.
Джордж Оруэлл «Да здравствует фикус», эссе (в особенности «О радости детства») «Да здравствует фикус» - довольно редкий и малоизвестный роман Оруэлла.
Анатомия возникновения зависимости – и избавления от нее. История о том, как человек, стремясь к свободе, оказывается в рабстве гораздо более тяжком – и о том, как «одним вредит, других спасает плоть». Лучшее, на мой взгляд, что написано о наркотиках, эскапизме, анорексии и стремлении к власти. Все это - при том, что сюжет романа крайне прост: ну, жил-был в Англии поэт, потомок «выморочного рода» типа нашенских господ Головлевых, ну презирал он могущество денег и больше всего в жизни хотел построить вокруг себя мир, в котором быт не имеет значения…
Не построил.
«О радости детства» - автобиографическое эссе, повествующее о том, каково было учиться мальчику Оруэллу в закрытой английской школе с о-очень старыми и уважаемыми традициями. Лучше, господа, только «Повелитель мух», ну честно. Правда, в Интернете существует только в омерзительном переводе некоего Винарского, а за оригиналом – в библиотеку или в магазин иностранной литературы
Цитата:«...все различные виды добродетели, казалось, таинственным образом переплетены, и принадлежат одним и тем же людям. Ценились не только деньги: также ценилась сила, красота, обаяние, атлетизм, и нечто, называвшееся «силой характера», что на самом деле означало способность подчинять других своей воле.
У меня не было ни одного из этих качеств.»
Блин, горло перехватывает.
М. Вивег
«Лучшие годы псу под хвост»Краткое руководство по выживанию в мире абсурда.
Книжка о том, как научиться терпеть окружающих, даже если они – твои родители. О том, что нормальных семей не бывает. И о том, что хаос иной раз – достойная, а то и единственная защита от порядка, что холоднее канадских сугробов и острее взгляда Старшего Брата.
Очень приличная рецензия – здесь:
http://magazines.russ.ru/zvezda/2003/12/ged22.htmlЮнас Гардель
«Детство комика», «Вот так уходит день от нас, уходит безвозвратно»Прозу Гарделя я открыла для себя недавно – и сразу же задохнулась от счастья. И дело даже не в том, что там про то, что нет в мире виноватых, и про любовь, и про школу, и про самоубийство… а просто я лично ещё не встречала такого мрачного и великолепного описания истинной Скандинавии – с сумеречными ее городами и магазинами, закрывающимися в пять часов вечера, с извечной тоской, и пронзительным холодом, и здоровым питанием, и странным ощущением прошлого, которое становится настоящим у тебя на глазах. Стоит только приглядеться внимательнее.
Вот знаете, как называется кафе на центральной площади города Осло – единственное, к слову говоря, кафе в этом самом Осло, где можно курить?
«Фиаско».
Нет, это не из Гарделя, это правда так. Просто только в такой Скандинавии можно было написать такие книжки.