«Фэйри» Арды.
Здесь мы изложим только сводную реконструкцию истории фэйри Арды и употребления соответствующей терминологии. Подробные доказательства всего нижеследующего читатель найдет по адресу:
http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=nurnen&flat=room2&i=1031259901 (не помещаю их здесь, так как в них постоянно используются непереведенные цитаты
).
Термин «фэйри» (собират.), «фэй-» имеет в текстах Толкиена два основных значения: широкое и узкое.
«Фэйри» в широком смысле слова (досл. «волшебный/дивный народ») - это до-ардианские «предначальные духи» (по позднейшей классификации все они должны относиться к категории «майар», но практически никогда так не называются), в какой-то момент поселившиеся на поверхности Арды и воплотившиеся при этом в постоянные тела, а также плотское потомство этих уже воплотившихся духов. Именно это воплощение превращает их в «фэй» из собственно «духов» (хотя в неточно-расширенном смысле слова о всех «фэйри» могли по-прежнему говорить как о «духах»). Значительная их часть прибыла на Арду вместе с Ауле и Яванной, прочие - в другое время. Эльфы, пробудившись, застали их уже живущими в Арде.
Интересно, что духи, поселившиеся над Ардой, в воздухе, так и остались «духами», и «фэйри» не стали.
«Фэйри» в широком смысле слова делятся на множество категорий, различаемых, в общем, по могуществу и степени антропоморфности. Одной из этих категорий являются «фэйри» в узком, собственном смысле слова, они же полностью антропоморфные фэйри. В целом категории эти таковы:
1) фэйри, избравшие для воплощения тела растений и зверей
1-2) фэйри ландшафтные (луговые - нермир; древесные - тавари; долинные - нандини; горные - оросси), живущие вне контактов с человеком. Весьма возможно, что часть ландшафтных фэйри имеют облик соответствующих растений и зверей. В частности, энты Третьей Эпохи вполне могут быть тем же самым, что в Первую Эпоху эльфы называли древесными фэйри - тавари. Судя по кельтским представлениям о ландшатфтных фэйри, они сами по себе неантропоморфны.
3) антропоморфные карликовые фэйри, ведущие «окололюдской» образ жизни, то есть живущие в тесном контакте с человеком, часто как вредители: лепрауны (башмачные фэйри), пикси (фэйри, приходящие в человеческие дома на подработку, мастера «прэктикал джоукс», направленных против человека), брауни (обычные домовые).
4) полностью антропоморфные по облику фэйри, внешне неотличимые от эльфов; живут они вне симбиоза с людьми . Именно их источники называют «фэй» в узком смысле слова, отличая от предудущих категорий. В том числе:
4а) воплотившиеся в постоянные человекоподобные тела майар (известен один точный пример - Мелиан/Венделин, которую сплошь и рядом называют «фэй»);
4б) «сумеречный народ Хисиломе» (shadow-folk of Hisilome), который люди позднее смешивали - по внешнему сходству - с эльфами, но который сами эльфы строго отличали от себя как неких чуждых им и более ранних, чем они, изначальных «фэй».
*4в) Том Бомбадил, практически вне всяких сомнений, должен считаться антропоморфным фэйри типа 4; судя по его могуществу, он принадлежал к наиболее мощным майар, ранга Мелиан и выше.
*4г) истари, все до единого, как майар, жестко воплощенные в человеческие тела, должны относиться к категории «фэй». В источниках они так не называются, поскольку все источники, сообщающие о них - человеческие, а люди к Третьей эпохе прочно (хотя и ошибочно) перенесли название «фэй» на эльфов и только на них, см. ниже.
Антропоморфные фэйри могут скрещиваться с эльфами. Так, майа Мелиан (фэйри типа 4а) по воплощении стала женой эльфа Тингола, а какие-то лепрауны (фэйри типа 3) породнились браками с эльфами-нолдор, и от такого смешанного брака произошел известный полуэльф-флейтист Тинфанг Варбл.
По «ориентации» относительно оси Свет-Тьма все эти фэйри могут занимать самые разные позиции. Так, известны нейтральные фэйри типа 4, не желавшие знать ни Валар, ни Моргота, и, очевидно, поселившиеся и воплотившиеся на Арде без их ведома и санкции (именно таков был «сумеречный народ Хисиломе»). Известны «светлые» фэйри типа 4 (та же Мелиан). Известны «темные», то есть обратившиеся к Морготу или созданной им Тьме фэйри типа 1 (кот - а на самом деле не кот, а злой фэй в образе кота - Тевильдо; злая фэй в облике летучей мыши - Турингветиль; сюда же надо относить Унголиант и ее потомство) и особенно - «темные» фэйри типа 4. К числу этих, полностью антропоморфных «темных» фэйри относятся две ранние, отличаемые друг от друга группы: древнейшие «гоблины» и древнейшие «орки». (Подчеркнем, что эти, первые «орки» упоминаются источниками еще до пробуждения эльфов!). Впоследствии эти группы смешались и слились друг с другом, а параллельны были слиты с огромной массой «искаженных» эльфов; в итоге образовалась новая общность «орков» (классические орки Первой - Третьей Эпохи), известная одинаково под именами «орков» и «гоблинов», и при этом в подавляющей своей части происходящая от эльфов. Поэтому, суммарно говоря о происхождении этой общности, поздние версии «Сильмариллионов» и выводят ее именно от эльфов.
В числе древнейших «гоблинов» выделялись эльфоподобные гоблины, своего рода темные «двойники» эльфов, известные под названиями «ложных фэйри», «ложных эльдар», эльфийск. «каукарэльдар» и «злых фэй». Их строго отличали (как разновидность ранних «гоблинов») от древнейших «орков». Особого сходства с эльфами достигла одна из их групп, специально выведенная Мелкором из их общей среды в Первую Эпоху. Впоследствии они, очевидно, исчезли или слились с классическими орками.
Заметим, что часть призраков на службе Мелкора тоже принимала облик эльфов, не имея настоящего тела; их также именовали «ложными эльдар», но никогда - «фэйри», ибо они не были воплощены (в то время как «фэй» - это именно воплощенные раз и навсегда духи).
Люди, в отличие от эльфов, очень плохо отличали собственно «фэйри» (то есть антропоморфных фэйри) от эльфов. В итоге эльфы в человеческом представлении стали причисляться к «фэйри» и называться «фэйри», причем с течением времени в языках людей слово «фэйри» стало прилагаться в первую очередь или только к эльфам. По той же причине словом «гоблины» одинаково называли и гоблинов, и эльфов-нолдор. Эльфийские источники подчеркивают, что такое словоупотребление и стоящее за ним представление о кровном единстве фэйри и эльфов глубоко ошибочно.