Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Фэйри Арды: разновидности и соотношение (Прочитано 1398 раз)
09/06/02 :: 4:22am

Wirade   Экс-Участник
do live here

Пол: male
*
 
«Фэйри» Арды.
 
Здесь мы изложим только сводную реконструкцию истории фэйри Арды и употребления соответствующей терминологии. Подробные доказательства всего нижеследующего читатель найдет по адресу:

http://book.by.ru/cgi-bin/book.cgi?book=nurnen&flat=room2&i=1031259901

(не помещаю их здесь, так как в них постоянно используются непереведенные цитатыУлыбка ).

Термин «фэйри» (собират.), «фэй-» имеет в текстах Толкиена два основных значения: широкое и узкое.
«Фэйри» в широком смысле слова (досл. «волшебный/дивный народ») - это до-ардианские «предначальные духи» (по позднейшей классификации все они должны относиться к категории «майар», но практически никогда так не называются), в какой-то момент поселившиеся на поверхности Арды и воплотившиеся при этом в постоянные тела, а также плотское потомство этих уже воплотившихся духов. Именно это воплощение превращает их в «фэй» из собственно «духов» (хотя в неточно-расширенном смысле слова о всех «фэйри» могли по-прежнему говорить как о «духах»). Значительная их часть прибыла на Арду вместе с Ауле и Яванной, прочие - в другое время. Эльфы, пробудившись, застали их уже живущими в Арде.
Интересно, что духи, поселившиеся над Ардой, в воздухе, так и остались «духами», и «фэйри» не стали.
«Фэйри» в широком смысле слова делятся на множество категорий, различаемых, в общем, по могуществу и степени антропоморфности. Одной из этих категорий являются «фэйри» в узком, собственном смысле слова, они же полностью антропоморфные фэйри. В целом категории эти таковы:
1) фэйри, избравшие для воплощения тела растений и зверей
1-2) фэйри ландшафтные (луговые - нермир; древесные - тавари; долинные - нандини; горные - оросси), живущие вне контактов с человеком. Весьма возможно, что часть ландшафтных фэйри имеют облик соответствующих растений и зверей. В частности, энты Третьей Эпохи вполне могут быть тем же самым, что в Первую Эпоху эльфы называли древесными фэйри - тавари. Судя по кельтским представлениям о ландшатфтных фэйри, они сами по себе неантропоморфны.
3) антропоморфные карликовые фэйри, ведущие «окололюдской» образ жизни, то есть живущие в тесном контакте с человеком, часто как вредители: лепрауны (башмачные фэйри), пикси (фэйри, приходящие в человеческие дома на подработку, мастера «прэктикал джоукс», направленных против человека), брауни (обычные домовые).
4) полностью антропоморфные по облику фэйри, внешне неотличимые от эльфов; живут они вне симбиоза с людьми . Именно их источники называют «фэй» в узком смысле слова, отличая от предудущих категорий. В том числе:
4а) воплотившиеся в постоянные человекоподобные тела майар (известен один точный пример - Мелиан/Венделин, которую сплошь и рядом называют «фэй»);
4б) «сумеречный народ Хисиломе» (shadow-folk of Hisilome), который люди позднее смешивали - по внешнему сходству - с эльфами, но который сами эльфы строго отличали от себя как неких чуждых им и более ранних, чем они, изначальных «фэй».
*4в) Том Бомбадил, практически вне всяких сомнений, должен считаться антропоморфным фэйри типа 4; судя по его могуществу, он принадлежал к наиболее мощным майар, ранга Мелиан и выше.
*4г) истари, все до единого, как майар, жестко воплощенные в человеческие тела, должны относиться к категории «фэй». В источниках они так не называются, поскольку все источники, сообщающие о них - человеческие, а люди к Третьей эпохе прочно (хотя и ошибочно) перенесли название «фэй» на эльфов и только на них, см. ниже.
 
Антропоморфные фэйри могут скрещиваться с эльфами. Так, майа Мелиан (фэйри типа 4а) по воплощении стала женой эльфа Тингола, а какие-то лепрауны (фэйри типа 3) породнились браками с эльфами-нолдор, и от такого смешанного брака произошел известный полуэльф-флейтист Тинфанг Варбл.
   
По «ориентации» относительно оси Свет-Тьма все эти фэйри могут занимать самые разные позиции. Так, известны нейтральные фэйри типа 4, не желавшие знать ни Валар, ни Моргота, и, очевидно, поселившиеся и воплотившиеся на Арде без их ведома и санкции (именно таков был «сумеречный народ Хисиломе»). Известны «светлые» фэйри типа 4 (та же Мелиан). Известны «темные», то есть обратившиеся к Морготу или созданной им Тьме фэйри типа 1 (кот - а на самом деле не кот, а злой фэй в образе кота - Тевильдо; злая фэй в облике летучей мыши - Турингветиль; сюда же надо относить Унголиант и ее потомство) и особенно - «темные» фэйри типа 4. К числу этих, полностью антропоморфных «темных» фэйри относятся две ранние, отличаемые друг от друга группы: древнейшие «гоблины» и древнейшие «орки». (Подчеркнем, что эти, первые «орки» упоминаются источниками еще до пробуждения эльфов!). Впоследствии эти группы смешались и слились друг с другом, а параллельны были слиты с огромной массой «искаженных» эльфов; в итоге образовалась новая общность «орков» (классические орки Первой - Третьей Эпохи), известная одинаково под именами «орков» и «гоблинов», и при этом в подавляющей своей части происходящая от эльфов. Поэтому, суммарно говоря о происхождении этой общности, поздние версии «Сильмариллионов» и выводят ее именно от эльфов.
В числе древнейших «гоблинов» выделялись эльфоподобные гоблины, своего рода темные «двойники» эльфов, известные под названиями «ложных фэйри», «ложных эльдар», эльфийск. «каукарэльдар» и «злых фэй». Их строго отличали (как разновидность ранних «гоблинов») от древнейших «орков». Особого сходства с эльфами достигла одна из их групп, специально выведенная Мелкором из их общей среды в Первую Эпоху. Впоследствии они, очевидно, исчезли или слились с классическими орками.
Заметим, что часть призраков на службе Мелкора тоже принимала облик эльфов, не имея настоящего тела; их также именовали «ложными эльдар», но никогда - «фэйри», ибо они не были воплощены (в то время как «фэй» - это именно воплощенные раз и навсегда духи).
   
Люди, в отличие от эльфов, очень плохо отличали собственно «фэйри» (то есть антропоморфных фэйри) от эльфов. В итоге эльфы в человеческом представлении стали причисляться к «фэйри» и называться «фэйри», причем с течением времени в языках людей слово «фэйри» стало прилагаться в первую очередь или только к эльфам. По той же причине словом «гоблины» одинаково называли и гоблинов, и эльфов-нолдор. Эльфийские источники подчеркивают, что такое словоупотребление и стоящее за ним представление о кровном единстве фэйри и эльфов глубоко ошибочно.

 
For as we come and as we go (and deadly soon go we!)&&the people, lord, Thy people, are good enough for me!&&&&Rudyard Kipling&&
IP записан
 
Ответ #1 - 09/06/02 :: 8:05pm

Jay   Экс-Участник

Пол: female
***
 
Чудесная концепция, хотя я конечно не могу оценить доказательства, не являясь текстологом.
Вопрос: сказано, что "they were born before the world and are older than its oldest, and are not of it, but laugh at it much, for had they not somewhat to do with its making, so that it is for the most part a play for them"/ "Они были рождены прежде мира, и старше его первого дня, они лишь смеются над творением, не будучи даже в малом причастны к нему - во многом мир для них лишь игра" (прошу прощения за корявый перевод)
Тогда как же они проникли в Арду, откуда пришли и какова их судьба в Арде? Навряд ли они привязаны к ней, как Валар, и являются частью Творения.
Как могут фейри влиять на мир, на его обитателей, и какова их роль в Замысле, да будет мне позволено употребить этот термин?

Последнее изменение: Jay - 09/06/02 на 17:05:16
 
Я скучаю по вам...
IP записан
 
Ответ #2 - 09/06/02 :: 8:43pm

Wirade   Экс-Участник
do live here

Пол: male
*
 
Самая упрощенная классификация существ ("Сильмариллион"-1977) определяет ВСЕХ духов/существ, существовавших до создания Арды как "айнур", а их, в свою очередь, делит на немногих великих - "валар" - и всех прочих, которых суммарно обозначает как "майар". В привычном восприятии майар суть слуши валар, но в действительности контроль валар на майар чрезвычайно аморфен и скорее доброволен; кто из майар не желает подчиняться валар, тот и не подчиняется. Многое множество айнур-майар в период сотворения Арды и ее обустройства, в частности, в эпоху борьбы валар с Валой Мелкором, поселились на Арде. Но лишь немногие из них поселились на Арде в составе свит/дружин валар, включая Мелкора (самая большая такая группа пришла на Арду в составе свиты Ауле и Йаванны); большинство поселилось на Арде на свой страх и риск, не сотрудничая ни с "орденом" валар, ни с Мелкором. Часть из них при этом воплотилась - они и стали "фэйри" (в широком смысле слова); часть осталась "духами" (в узком смысле слова). Впоследствии эти "вольные" фэйри и духи могли, естественно, принимать сторону валар, Мелкора или оставаться вне игры, как Бомбадил.

Естественно, они не являются частью Творения Арды, ибо все они существовали до этого Творения (чем и отличаются от эльфов и прочих существ, появившихся на белый свет вместе с Ардой, и с самого начала связанных с постоянными телами); но все они - творения Эру, так как все вообще - творение Эру, кроме него самого и Пламени Импэришбл как его атрибута.

Какова их роль в Замысле - так в чьем? Если в замысле Эру - то кто ж его знает? Нигде не сказано ясно, зачем вообще Эру айнур (от которых происходят все "фэй"), чего Он от них ждет, для чего он попускает их конфликты и ошибки (и вообще неизвестно, попускает он их или программирует). Обо всем этом эльфам валар ничего не сообщали, а судить по прямой аналогии с католицизмом было бы очень непредусмотрительно. Эру ведет себя, как христианский Бог до Потопа (не вмешивается за редчайшими исключениями - в отличие от более поздних времен, когда Он то и дело подправляет и корректирует что-то в мире прямым вмешательством), а о Его модусе вивенди и намерениях в этот период христианство ничего ясного не сказало.
 
For as we come and as we go (and deadly soon go we!)&&the people, lord, Thy people, are good enough for me!&&&&Rudyard Kipling&&
IP записан