Цитата:Давно волнует меня роль родителей в произведениях Толкиена.
Прочитав Сильмариллион, я задалась вопросом: а какая собственно роль отца и какая роль матери у эльфов?
Если судить по "законам и обычаям" - то это просто роль папы и мамы, и абсолютное равноправие полов.
Теперь о причинах, Вами указанных.
Скорее - они провоцируют совсем другие вопросы, нежели роль мамы-папы.
Цитата:1. Мириэль отказывается вернуться из садов Лориенна, несмотря на малыша-сына.
Мириэль действительно поступила странно. По эльфийским меркам особенно. Возможно - имело место душевное заболевание. Возможно - была иная причина.
Предположительно - девушка была Перворожденной (пробуждённой), т.е. - собственных родителей у неё не было, и как общаться с собственным ребёнком она не знала. Однако рядом с ней было немало женщин в аналогичной ситуации и ни одна из них в Мандос не отправилась. Да, ребёнок у неё был нестандартный, но на что, спрашивается, в Валиноре присутствуют два целителя от валар?
И очень тут скользкий вопрос относительно способностей валар (в частности Ирмо и Эстэ), кои не смогли вылечить душевную болезнь.
Предположительно - Мириэль вообще не была создана (рождена) для материнства. Возможно, что у неё не было потребности иметь детей (в законах о такой возможности упоминается - эльфы производят на свет детей только до тех пор, пока эта потребность у них есть; соответственно - если такой потребности нет - детей не рождают), но таковая потребность была у Финвэ. Причём Финвэ хотел много детей. Возможно, что ушла в Мандос потому, что больше не хотела рожать.
Цитата:2. Нерданэль просила Феанора оставить ей хотя бы одного из детей, но не пришла с этой просьбой к самим детям.
Отношения этой пары также нестандартны. Феанаро - личность слишком авторитарная. И авторитет его для сыновей был непререкаем. И даже если Нерданэль обратилась бы персонально к сыновьям (если мне не изменяет память, она хотела оставить для себя близнецов), то они послали бы маму к папе. Мол, как он скажет, так и будет. Возможно, Нерданэль хотела именно веского отцовского слова, которому дети не осмелились бы возразить, несмотря на то, что ко времени расставания все сыновья были взрослыми.
Цитата:3. При Исходе нолдор дети королевской семьи пошли с отцами, в то время как матери остались в Амане. Здесь также нелишним будет упомянуть, что вообще из жен и возлюбленных только за Тургоном пошла жена. Остальные не стали напрягаться. Почему?
Я полагаю потому, что у эльдар существовали браки не только по любви, но и по взаимному согласию. К моменту исхода согласие кончилось. Ушли только те, кто по-настоящему любил своих супругов.
И сюда же, немного оффтопом, но к исходу тоже имеет отношение: уход Финдарато и неуход Амариэ говорит именно о том, что ни у кого в этой паре не было настоящей любви. Та самая пресловутая увлечённость, о коей спорили в соседнем треде. Иначе кто-то один уступил бы, и остался (пошёл вслед).
Цитата:4. Келебримбор тоже оказался в Эндоре, а его мать осталась в Амане.
Это вопрос очень сложный. Во-первых, судьба Келебримбора неоднократно перекраивалась Профессором.
По одной из версий он - Тьелперинкваро - сын Атаринке, ушедший с отцом в Эндорэ. Мать не пошла с ними. Возможно, что была не нолдиэ. Возможно, что брак также был не по любви.
Но также возможно и то, что эльфы жуткие индивидуалисты и ставят собственные интересы и благополучие превыше всего. И ни дети, ни супруги не могут здесь никак повлиять.
Цитата:5. Тингол запирает Лютиен, А Мелиан ему не возражает. Между прочим, майа Мелиан только давала советы Тинголу, а как поступать решал он один. Странно...
Да, действительно странно. Эта супружеская чета вообще самая странная.
Вначале Мелиан самостоятельно уходит в Эндорэ, куда до пробуждения эльфов наведываются только Оромэ и Йаванна, и то не так уж часто. Мелиан же уходит туда на ПМЖ.
Во время переселения эльфов она встречается с Эльвэ, и он, поражённый чарами Мелиан, забывает о походе, о своём народе и вообще обо всём на свете. Причём на очень долгий срок. Хронология, выложенная на АнКе, даёт нам интересную картину: встречаются будущие супруги в 1130 ГД, а выходит Эльвэ из-под чар (пробуждается) - в 1152 ГД. Напомню, что 1 ГД = 10 солнечным годам. То есть - Эльвэ отсутствовал 220 солнечных лет. Мало того, имел место явный апргейд эльфа со стороны майэ. Тингол вышел к своему народу сильно изменившимся внешне, да и внутренне, скорее всего, тоже. Также имеется указание о некой "великой власти (могуществе)", которую дала ему Мелиан. Что это такое конкретно - в Сильме не уточняется. То ли харизма у него повысилась, то ли получил он власть над какими-то природными силами, то ли власть над умами - не известно.
Время рождения Лютиэн не определено, указывается "около" 1200 ГД (по этой дате - к моменту встречи с Береном ей более 3000 солнечных лет), но точной даты рождения Лютиэн нет. Во всяком случае, в Сильме, этого нигде не упоминается. Только то, что от любви Тингола и Мелиан родилась Лютиэн.
Вариантов ответа на вопрос - почему Мелиан не вмешивается - может быть несколько.
Первое - Лютиэн не дочь Мелиан.
При разговоре с мужем Мелиан говорит о Лютиэн -
"твоя дочь", а не "наша дочь". Это очень странное заявление от матери.
Однако отсутствовали они (были скрыты) 220 лет. За такой срок многое могло случиться (двухсотлетнее стояние и держание за руки - это всё поэтический приём автора истории - свидетелей тому стоянию не было), в том числе и то, что Тингол успел жениться до или во время "встречи". Ведь рождение ребёнка от брака майэ и эльфа - единственный прецедент на всю историю Средиземья. Больше детей у айнур не было. И возможно, что слова Мелиан - это напоминание о прежнем браке Тингола. То, что Лютиэн получила особые способности по части заклинательных песен - это также можно объяснить банальным апргрейдом. Если мужа смогла преобразить, в принципе - могла преобразить и любого эльфа. И не вмешивается Мелиан именно потому, что Лютиэн - не её дочь. Здесь она имеет право что-то подсказать, но не прямо вмешаться.
Вполне может быть, что Тингол - тайный "подкаблучник". То есть, формально и для народа - он единственный и неповторимый правитель, но на деле всем управляет Мелиан (не будем забывать об осанвэ, при помощи которого Мелиан и Тингол могли общаться неслышно для остальных).
И "поглупление" Тингола также может быть объяснено тем, что сильмарил был нужен самой Мелиан. Отсюда и странный разговор Тингола, и пожелание принести сильмарил за дочку (в прямое нарушение законов и обычаев эльдар), и невмешательство Мелиан в процесс.
Второе - Мелиан не вмешивалась потому, что так же как и Тингол не хотела этого брака. Ей ведь ничего не стоило сплавить Лютиэн хотя бы в тот же Нарготронд или к Галадриэли, пока муж перебесится и успокоится.
Третье - Мелиан не вмешивалась потому, что такова была воля автора (не внутреннего, а настоящего
) этой сказки. Потому что, если бы вмешалась - не получилось бы никакой трагедии, а обычная лав-стори.
Цитата:6. Маэглин... Судя по тексту, Эол приказал Маэглину вернуться с ним. И проклинает он Маэглина за неисполнение приказа...
Эол проклял Маэглина не за неподчинение, а за предательство. Поскольку сын поддержал мать в намерении остаться навсегда в Гондолине. Законы и обычаи эльдар мало его касались и никаких "раздельных проживаний" он, скорее всего, не признавал.
Цитата:Но вывод у меня появился такой: основная роль матери - выносить и родить ребенка. Роль отца - воспитать его. В результате отец имеет все права на ребенка. Мать остается в стороне. Меня это, конечно, удивляет. Поэтому хотелось бы узнать, что думают другие.
По законам и обычаям - роль матери не только выносить, родить и выкормить. Мать даёт ребёнку имя. Причём имя особенное, судьбоносное и, некоторым образом, табуированное для произношения "чужими" (не близкими для конкретного эльфа соплеменниками).
Отец имеет право дать ребёнку имя первым. И этим именем его называют все окружающие, за исключением избранных.
Воспитанием, как таковым, эльфы практически не занимались (если опираться на те же законы), только в самом начале они как-то "вели" своё дитя, а дальше он уже сам как-то самовоспитывался и самообучался.
Что касается "прав отца", то они равны "правам матери". В истории с исходом не сказано, сколько нолдор-мужчин остались, а сколько нолдор-женщин ушли без мужей. Вполне могла быть и обратная ситуация. И могли дети остаться с матерями (отцами). Ушли всё-таки не все нолдор.
Относительно семейства Первого дома - то здесь, скорее всего, сказывается авторитарный характер как самого Феанаро, так и Атаринке (унаследовавшего характер отца в наибольшей степени).