Дикая версия от дикого (в смысле, никакой "школе" не принадлежащего) мистика. На время изложения версии (и
только на это время, не более того!) предполагается, что мир Арды - не выдуманный, но реально существующий.
Итак, фэа - наименование сборной солянки всех легких тел разумного существа, то есть все, что не физическое тело (роа или фана (кстати, есть подозрение, что фана ближе к эфирному, чем к физическому, вот, к примеру, Мелиан, чтобы вступить в брак с эльфом и родить, все же пришлось сменить фана на роа)).
Чем "выше"/"легче" тело, тем труднее его разрушить. В общем случае. Исключение - тело эфирное, этакая матрица физического тела, корректирующая его работу, способная его изменять, а также осуществляющая связь физического тела с остальными легкими телами. Использование его для магуйства, то есть влияния на физический мир непосредственно, а не через физическое тело (врезать не кулаком, а "силой", изменить, к примеру, не только фенотип, но и генотип растения не мутагенами и последующей селекцией, а "музыкой" или "образом желаемого") - вторая и для большинства разумных существ неактуальная функция. Ибо энергетически невыгодна или невозможна из-за относительной слабости. Исключение - "поющие", да и то - до тех пор, пока изначальная "сила" (запас энергии) не иссякнет. Возможна, но не для всех - у эльфов и "чародеев"-людей. В мире Арды возможность "подпитки" - минимальна, чтобы что-то создать, особенно в позднейшие века, надо что-то разрушить. Это - принципиальное отличие от нашего мира.
Сильное эфирное тело крепко "держится" как за физическое, так и за остальные легкие тела, труднее разрушается и может изменять физическое тело самого обладателя, вплоть до клеточного уровня и наследственности, совершая направленную мутацию уже в первом поколении.
В этом случае становится понятным появление орков - Мэлько ли, условия ли существования, определенное состояние ли эфира привели к изменению эфирных тел части эльфов, вслед за тем изменились и физические тела (ибо эфирное тело "перворожденных" гораздо сильнее, "плотнее", активнее человеческого).
Сами "поющие" столь сосредоточены на творении и преобразовании "эфирными" путями, что других, более легких тел просто не замечают. Кроме того, они, за редким исключением, крайне нелюбопытны и не одержимы, как люди, страстью к познанию. Посему и посмертный путь людей для них - тайна за семью печатями. У людей эфирное тело, отсоединенное от физического, разрушается столь быстро, что никакого мандосника для этого не требуется, максимум - сорок дней, и адью! Потому они проходят через мандос транзитом, не задерживаясь. Полное разрушение эфирного тела может рассматриваться "поющими" либо как смерть полная и окончательная (без посмертия), либо - как тайный и неведомый путь (смотря как к относиться к его обладателю). Как у Кастанеды и его толтеков, которые рассматривают физическую смерть прелюдией к смерти окончательной.
Мандос, или "машина посмертия". Скорее разрушительная, чем созидательная - много ли эльфов, "возродившихся" после пребывания там, по сравнению с количеством пришедших? Управляемая, вплоть до корректировки отдельных эпизодов в "памяти" возродившихся.
Орочьи фэа, как "неформатные", распознаются машиной и уничтожаются - в смысле эфирного тела, до других она просто не в состоянии "достать", ибо они сделаны мастером повыше всех "поющих". Не исключено, что даже не Эру, ибо идентичные по строению варианты личностей встречаются, как минимум, в двух мирах.
Машина эта не только распознает эфирные тела, как "формат" и "неформат", она также создает направленное движение эфира, воспринимаемое, как "зов". Пока фэа связано с физическим телом, оно никуда от него деться не может, хотя отдельных эльфов и может "тянуть" в направлении Амана, где эта машина территориально находится. Но как только роа разрушается, "зов" становится почти непреодолимым.
Почти - потому что сильной воле вполне по плечу справиться с любым стихийным потоком. Вспоминаются наставления Ледбиттера для "астролетчиков", где строжайше запрещено вслушиваться в мелодию, "звучащую" на пороге слышимости, ибо унесет так, что не вернешься, а также упоминание о том, что "ад" призывает душу прекрасной мелодией которой следует противиться до последнего, в "Бардо Тодол". Людям, конечно, проще, поскольку эфирное тело не так "массивно" и не обладает такой "парусностью", как у остальных разумных существ Арды. Но вполне можно предположить, что могут такие найтись и среди других рас.
Это, правда, не снимает проблемы отделения эфирного тела, без чего душа не может вновь воплотиться, "родиться" в новом теле. Для сравнения - судьба "бродячих несчастливых духов" в "Бардо Тодол". Из того, что толп неупокоенных орочьих призраков в Арде не наблюдается, а народонаселение после почти поголовного истребления восстанавливается исключительно быстро, следует, что или мандос расправляется с ними вполне оперативно, и "голенькие" монады спешно воплощаются вновь, или - что еще "во глубинах Утумно" изобретен способ "демонтажа на месте", причем, занимаются этим впоследствии сами орки, возможно - самые "премудрые" шаманы из их числа. Но, однако, какое постоянство - возвращаться снова в тот же народ, "в ту же дыру"! Или какая ехидная шутка высшей силы! "Эх, угораздило же тебя - на одни и те же грабли, да два раза". "Судьба-а-а".
(вместо троеточия)
Изложение версии закончено, возвращаюсь к своему убеждению в том, что мир Арды - увлекательная интеллектуальная игра, созданная JRRT.