Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 
"Бог ли Эру?"-2 (Прочитано 11516 раз)
Ответ #60 - 03/24/05 :: 12:37am

Тень Дуба   Вне Форума
Живет здесь
Играющийся тренер
Троицк

Пол: male
Сообщений: 831
*****
 
Прошу прощения у тех, кто не может сдержать религиозных чувств и сравнивать чисто литературно просто книги и просто описания героев этих книг.
Я понимаю, что трудно смотреть объективно и хладно, когда не то что скальпелем препарируют, но хотя бы просто не очень приятный анализ (скажем, желудочного соку) берут не у абстракного пациента, а у родного и дорогого.
Поверьте всё же, это именно анализ, никто на вашего родного не покушается и зла ему не желает

И вот этот анализ, имхо, кое-что дал: при помощи, в частности, Тука, установлено новое (по крайней мере я о таком не слышал раньшеУлыбка  ) - и, имхо, неслабое - отличие Эру от Бога.

Если негуманоидность Эру подозревается по  косвеным признакам,

Если про Негасимое Пламя слишком мало сказано: лишь пару упоминаний да непонятка в поведении молоденького тогда Мелькора,

То _поведение_ Эру по отношению к Людям (и Эльфам), его "манера общения", степень ЛИЧНОГО внимания, уделяемого этому - совершенно иные, чем на Земле.

То ли не снисходит (отрешен, как Брахма), то ли Арда для него - один из очень многих миров (руки доходят только когда Манве докричится).

И то, и другое, имхо, совсем не похоже на Бога Библии.

После этого обсуждения мне гораздо сильнее кажется, что Эру - не Бог Библии.

Я не знаю, кого _планировал_ изобразить католик Толкин, но _получился_ у него... Брахма какой-то.
=====================================
"хотели как лучше, а получилось..." (с)


 

Приросла корнями к дубу, но куда его прочней:&&Не под силу лесорубу даже сук срубить у ней!
IP записан
 
Ответ #61 - 03/24/05 :: 1:22pm

Дмитрий Винoxoдов   Вне Форума
Живет здесь
Рожденный в СССР
Ораниенбаум, Россия.

Пол: male
Сообщений: 520
*****
 
Здравствуйте!

Цитата:
ТД> _поведение_ Эру по отношению к Людям (и Эльфам), его "манера общения", степень ЛИЧНОГО внимания, уделяемого этому - совершенно иные, чем на Земле. То ли не снисходит (отрешен, как Брахма), то ли Арда для него - один из очень многих миров (руки доходят только когда Манве докричится). И то, и другое, имхо, совсем не похоже на Бога Библии.


IMHO нельзя сказать, что Эру не снисходит до мирских дел. Просто о его вмешательствах не всегда известно доподлинно. Изменение облика мира в Акаллабэт невозможно было не заметить, но высшая помощь Фродо показана лишь намеками. Тем не менее, однозначно сказано, что “никому, кроме себя самого, не раскрывает Илуватар всех своих замыслов, и в каждую эпоху появляются вещи новые и непредвиденные, так как они не исходят из прошлого” (Сильмариллион, Айнулиндалэ), то есть, мир - это предмет постоянной заботы Эру. Если же вспомнить Рассказ Аданэли, то станет ясно, что были периоды, когда Бог общался с людьми едва ли не чаще, чем в ветхозаветные времена.
 

С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий.
====================================
"И ты бы, Ваня, у них был ванья..." В. С. Высоцкий
====================================
IP записан
 
Ответ #62 - 03/24/05 :: 1:27pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
Мы принимаем рассказ Аданэль как валидный источник? Насколько я помню, Профессор не собирался включать его в текст, сочтя, что это некоторый перебор...
Меня просто давно занимает этот вопрос. Надеюсь на Вас, Дмитрий, как на специалиста Улыбка
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #63 - 03/25/05 :: 12:40am

Тень Дуба   Вне Форума
Живет здесь
Играющийся тренер
Троицк

Пол: male
Сообщений: 831
*****
 
Цитата:
IMHO нельзя сказать, что Эру не снисходит до мирских дел. Просто о его вмешательствах не всегда известно доподлинно. Изменение облика мира в Акаллабэт невозможно было не заметить,


Принципиально не то, снисходит или нет (это был один из вариантов объяснения и я не настаивал именно на нём).
Принципиально, что если и снисходит - то делает это очень ИНАЧЕ. Иной СТИЛЬ поведения.

Одно дело, когда начальник регулярно является в отдел и лично выслушивает проблемы и раздаёт наказания/указания/премии - другое, когда  вы теоретически знаете, что где-то под потолком стоит веб-камера, на ваш комп время от времени приходят указания (судя по адресу - с Багамских островов), а на карточку - деньги, да иногда обнаруживается, что принтер апгрейжен, туалет отремонтирован, а завскладом уволен... 

Кстати, "изменения облика мира" вполне могли быть запрограммированы с самого начала и НЕ свидетельствуют сами по себе о внимании Творца (модель Бога по Ньютону и Лапласу: Первопричина, Перводвигатель. Дал первый толчок и законы природы - а дальше всё детерминировано, просчитано, вмешательство просто не имеет смысла...


И... обратите внимание: Вы очень мягко сформулировали: "не всегда известно доподлино".
Точнее - НИКОГДА доподлинно не известно. Ни разу. (Даже потопление Нуменора не все считают делом Эру).

Ладно бы "редко" - а то "никогда". Тут уже в случайность не верится.

А вот земной Бог особым пристрастием к тайным операциям не отмечен. Т.е. наверняка и они были, но и явное вмешательство совершенно в порядке вещей, причём не только в стиле "не прячусь", но и в стиле "прямо вам говорю".
 

Приросла корнями к дубу, но куда его прочней:&&Не под силу лесорубу даже сук срубить у ней!
IP записан
 
Ответ #64 - 03/26/05 :: 1:35am

Дмитрий Винoxoдов   Вне Форума
Живет здесь
Рожденный в СССР
Ораниенбаум, Россия.

Пол: male
Сообщений: 520
*****
 
Здравствуйте!

Цитата:
ЭН> Мы принимаем рассказ Аданэль как валидный источник? Насколько я помню, Профессор не собирался включать его в текст, сочтя, что это некоторый перебор... Меня просто давно занимает этот вопрос.


Вопрос о выборе текстов, которые пригодны для исследования, часто пытаются решать “лёгким” способом: разделяют все тексты на две группы - “эти считается, а вот эти - не считается”. Правда, никак не могут при этом сойтись во мнении, какие же критерии для такого разделения принять за основу. Одни пренебрегают текстами, которые не были опубликованы при жизни Профессора (Сильмариллион и т. д.), другие не доверяют “детским” произведениям (Хоббит), третьи согласны рассматривать только самые последние по времени создания версии описания тех или иных событий, а те версии, от которых “Профессор отказался”, отметают чуть ли не с негодованием и т. д. Придумывают и более изощренные критерии выбора “хороших” тектов, а также целые иерархические системы текстов в соответствии с долей доверия, которую им можно оказывать. В результате такого подхода выбирается некая группа канонических текстов или просто “канон”, или же “ядро текстов” (в терминологии Кэтрин Кинн).

Лично я полагаю подобную практику совершенно алогичной. IMHO все, что написано Профессором, не было им уничтожено и сохранилось, должно учитываться в исследовательской работе, независимо от того, каким подходом пользуется исследователь - “что написано пером, не вырубишь топором”. Обоснование этой позиции приведено тут (статья II “Достоверность или каноничность?”):

http://ttt.by.ru/dv/tmethod1.shtml

Возвращаясь к нашему частному случаю. Рассказ Аданэли является исключительно ценным источником по истории и метафизике Арды. В нем мы имеем фактически единственный во всей мифологии Толкина зафиксированный случай полученного людьми Откровения, подробное описание процесса падения людского рода. В этом тексте коренится разгадка весьма многих темных проблем, стоящих перед нами. Как же можем мы отказаться от этого сокровища? Анализировать, толковать, трактовать - сколько угодно IMHO. Но отбрасывать - ни в коем случае! Иначе мы лишимся весьма существенной части мироздания Арды, а ради чего?

Цитата:
ТД> Принципиально не то, снисходит или нет (это был один из вариантов объяснения и я не настаивал именно на нём).


Второй предложенный вариант IMHO не противоречит представлениям о христианском Боге, разве нет? Разве наш мир обязательно является для христианского Бога единственным?

Цитата:
ТД> Принципиально, что если и снисходит - то делает это очень ИНАЧЕ. Иной СТИЛЬ поведения.


Честно говоря, я этого не нахожу.

Цитата:
ТД> Одно дело, когда начальник регулярно является в отдел и лично выслушивает проблемы и раздаёт наказания/указания/премии - другое, когда  вы теоретически знаете, что где-то под потолком стоит веб-камера, на ваш комп время от времени приходят указания (судя по адресу - с Багамских островов), а на карточку - деньги, да иногда обнаруживается, что принтер апгрейжен, туалет отремонтирован, а завскладом уволен...


Улыбка
IMHO первый случай следовало бы описать несколько иначе: сами Вы за всю Вашу долгую карьеру Вашего начальника ни разу не видели, по телефону с ним не разговаривали и даже факсов и e-mail-ов от него не получали. Но то один, то другой Ваш коллега сообщает Вам, что да, дескать, говорил я давеча с господином начальником, он мне сказал, что я, мол, работаю хорошо, на меня надо всем равняться, а тебе, шалопай этакий, велел передать, чтобы ты как следует подумал над своим поведением. (Был такой фильм с Вупи Гольдберг, назывался Компаньон, ситуация приблизительно похожа IMHO.)
Улыбка

Возвращаясь к обсуждаемому вопросу. Полагаю, что причину данного различия следует видеть, скорее, в реакции людей на действия Бога. А реакция эта в значительной степени зависит от их осведомленности о Боге. Мало что зная о Нём, можно и не догадаться, что то или иное событие является проявлением именно Его воли?

Цитата:
ТД> Кстати, "изменения облика мира" вполне могли быть запрограммированы с самого начала и НЕ свидетельствуют сами по себе о внимании Творца (модель Бога по Ньютону и Лапласу: Первопричина, Перводвигатель. Дал первый толчок и законы природы - а дальше всё детерминировано, просчитано, вмешательство просто не имеет смысла...


В данном случае этот вариант не проходит IMHO, ведь в указанной цитате говорится категорично: “в каждую эпоху появляются вещи новые и непредвиденные, так как они не исходят из прошлого, то есть, помимо первотолчка каждую эпоху совершаются дополнительные толчочки. А они в свою очередь свидетельствуют о постоянном внимании Бога к сотворенному Им миру.

Цитата:
ТД> И... обратите внимание: Вы очень мягко сформулировали: "не всегда известно доподлино". Точнее - НИКОГДА доподлинно не известно. Ни разу. (Даже потопление Нуменора не все считают делом Эру).


М-м-м... так ведь и о деяниях христианского Бога, э-э-э... скажем опять-таки мягко, тоже не всегда известно доподлинно.
Улыбка

Не все даже согласны с тем, что материальный мир сотворил именно Он.
Улыбка

Правда, в исторический период добрейшие пастыри научились находить в той или иной степени эффективные методы переубеждения таких скептиков, а упорствующим своевременно и совершенно бесплатно предоставляли возможность лично убедиться в ошибочности их заблуждений.
Печаль

А если бы эти экзотические методы ведения дискуссии не использовались, то о чем из деяний Господа было бы известно доподлинно?

Кстати, а кто не считает потопление Нумэнора деянием Эру?

Цитата:
ТД> Ладно бы "редко" - а то "никогда". Тут уже в случайность не верится.


Нет, все-таки, о роли Бога в изменении облика мира на рубеже Второй и Третьей эпох, а также о личных беседах Бога с людьми на заре их существования в Хильдориэн IMHO известно вполне достоверно.

Цитата:
ТД> А вот земной Бог особым пристрастием к тайным операциям не отмечен. Т.е. наверняка и они были, но и явное вмешательство совершенно в порядке вещей, причём не только в стиле "не прячусь", но и в стиле "прямо вам говорю".


Честно говоря, я все-таки не вижу особых различий. В библейской истории отмечено не так уж много пророков IMHO, а в Рассказе Аданэль Бог говорил с целым народом и неоднократно. Ветхозаветный Бог устроил потоп, уничтожил пару городов, истребил первенцев в Египте, а Эру уничтожил огромный остров, целую цивилизацию. IMHO события эти вполне сопоставимы, кардинальных различий между ними лично я не замечаю.

Но вообще, развитие беседы мне нравится. Может быть, в самом деле, попытаетесь составить список различий (мнимых или существующих на самом деле) между Богом и Илуватаром? Вот как сделал, например, Маркион, говоря о Боге Ветхого и Боге Нового заветов:

=====

“Первый запрещает людям вкушать от древа жизни, а второй обещает дать побеждающему вкусить «сокровенную манну» […]. Первый увещевает к смешению полов и к размножению до пределов ойкумены, а второй запрещает даже одно греховное взирание на женщину. Первый обещает в награду землю, а второй - небо. Первый предписывает обрезание и убийство побежденных, а второй запрещает то и другое. Первый проклинает землю, а второй ее благословляет. Первый раскаивается в том, что создал человека, а второй не меняет симпатий. Первый предписывает месть, второй - прощение кающегося. Первый требует жертв животных, второй от них отвращается. Первый обещает иудеям господствол над миром, а второй запрещает господство над другими. Первый позволяет евреям ростовщичество, а второй запрещает присваивать незаработанные деньги […]. В Ветхом завете - облако темное и огненный смерч, в Новом - неприступный свет; Ветхий завет запрещает касаться ковчега завета и даже приближаться к нему, т. е. принципы религии - тайна для массы верующих,в Новом завете - призыв к себе всех. В Ветхом завете - проклятие висящему на дереве, т. е. казнимому, в Новом - крестная смерть Христа и воскресение. В Ветхом завете - невыносимое иго закона, а в Новом - благое и легкое бремя Христово.“ (цит. по: Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и великая степь, часть первая, глава IV. Гумилёв приводит эту цитату со ссылкой на иные источники).

=====
 

С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий.
====================================
"И ты бы, Ваня, у них был ванья..." В. С. Высоцкий
====================================
IP записан
 
Ответ #65 - 03/28/05 :: 12:11am

Тень Дуба   Вне Форума
Живет здесь
Играющийся тренер
Троицк

Пол: male
Сообщений: 831
*****
 
Уважаемый Дмитрий! Я совершенно согласен с Вами: учитывать надо ВСЁ, написанное Профессором.

НО! Почему Вы, сказав, "а", не говорите "б"?
Или мне показалось - тогда, пожалуйста, поправьте, но на примере Вашего отношения к "Адэнели" создаётся впечатление, что Вы хотите учитвать не просто ВСЁ, но ВСЁ С РАВНЫМ ВЕСОМ!

(т.е. пользуясь Вашей же аналогией делите тексты даже не на две группы, а на ... одну.... КУЧУ (не обижайтесь - но так это выглядит, правда).

А он ведь и записки "Скоро приду" писал, и счета из прачечной подписывал... Улыбка

Вроде ж на поверхности решение: да, ДВУХ групп - МАЛО, так надо делить дальше, ввести "рейтинг достоверности" В идеале, конечно, стремиться - ясно,  это работа почти невозможная. Но хоть стремиться к этому-то надо?
("За успех безнадёжного дела!(с) тост Улыбка)

Нельзя же вовсе делать вид что ОЧЕВИДНО РАЗНАЯ достоверность текстов не существует только потому. что мы ещё не научились её измерять... Так никогда не научимся...
Хотя бы от критикуемой Вами  двоичной чёрно-белой системы перейти к 4 - 8  "оттенкам серого".

Скажем "Достоверно об Арде - скорее всего, об Арде - сомнительно - скорее всего, не об Арде - явно не об Арде"
++++++++++++++++++++++
В идеале задача ещё безнадёжнее: надо бы оценивать не книжки, а отдельные свидетельства и свидетелей: ясно ведь, что, например, достоверность того, что автор, скажем, "Красной книги" видел своими глазами - и того, во что он свято верит, но сам не видел - разная.
(В комментариях переводчика ВК с Вестрона, кстати, такие оценки намечены: что с чьих слов могло быть записано).

++++++++++++++++++++++++
Цитата:
В данном случае этот вариант не проходит IMHO, ведь в указанной цитате говорится категорично: “в каждую эпоху появляются вещи новые и непредвиденные, так как они не исходят из прошлого”, то есть, помимо первотолчка каждую эпоху совершаются дополнительные толчочки. А они в свою очередь свидетельствуют о постоянном внимании Бога к сотворенному Им миру.


Увы, не являются. Свидетельствами внимания. Вещи, не имеющие корней, могут просто ждать своего часа где-то в накопителе за пределами мира и "загружаться" по программе. Как мы, уезжая в отпуск, можем оставить автокормушку для попугая - и каждый день ему будет выдываться корм без всяких корней внутри клетки...

Цитата:
Нет, все-таки, о роли Бога в изменении облика мира на рубеже Второй и Третьей эпох, а также о личных беседах Бога с людьми на заре их существования в Хильдориэн IMHO известно вполне достоверно.


Увы, не _вполне_ (см. выше). ИМХО, "Аденель" попадает в категорию "довольно вероятно", но не более.

Цитата:
Разве наш мир обязательно является для христианского Бога единственным?


Важно не число - может, Он способен одновременно контролировать много миров. Важна частота обращений.
Наш мир обязательно является для Него одним из часто посещаемых - причём частоту легко оценить численно. Она должна быть такова, чтобы у людей с продолжительность жизни 60 -80 лет была реальная (т.е. хотя бы десятки процентов) вероятность, что Бог вмешается (или хотя бы оценит ситуацию) во время их жизни.
Потому что если Он, скажем, проверяет состояние дел на Земле раз в 2-3 тысячи лет только - это значит, что Его ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ: бессмыслено - при всей любви, благодарности, уважении и пр. - обращаться к тому, кто заведомо не услышит, кто просто отсутствует, пусть и существую где-то там... - по этой причине в Индии, вроде, не особо молятся формально высшему Браме, проявляющему себя раз в эру (временнУю). Обращаются к тем, кто реально повседневно распоряжается здесь и сейчас: Шиве и/или Вишну и прочим вала... ну, вот сами видите: индуистская  схема куда  больше похожа на Арду.
Творец Мира (владелец фирмы, продолжая аналогию) где-то там есть, но реально делами распоряжается поставленный от Него Управляющий, менеджер (Манве, Шива... ).

Я понимаю, что схема очень грубая и её, как всякую аналогию, можно "придирать" тщательно и со вкусом, хоть со стороны христианства, хоть со сторны индуизма - прошу увидеть главное:

никакого аналога разделения "владелец - менеджер" (Эру - Манве), сколь- нибудь сравнимого по глубине разделения полномочий/специализации - я в Ветхом Завете не вижу. 

Вот, действитльно: если Эру - Бог, а Арда - Земля, то кто такой Манве???
 

Приросла корнями к дубу, но куда его прочней:&&Не под силу лесорубу даже сук срубить у ней!
IP записан
 
Ответ #66 - 03/28/05 :: 4:59pm
Маруся   Экс-Участник

 
Цитата:
Вот, действитльно: если Эру - Бог, а Арда - Земля, то кто такой Манве???

Архаровецнгел Манвеил.  Смех
 
IP записан
 
Ответ #67 - 03/28/05 :: 11:23pm

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Кто-кто... ВалАр в пальто... Нерешительный
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #68 - 03/30/05 :: 8:18pm

Дмитрий Винoxoдов   Вне Форума
Живет здесь
Рожденный в СССР
Ораниенбаум, Россия.

Пол: male
Сообщений: 520
*****
 
Здравствуйте!

Цитата:
ТД> ...на примере Вашего отношения к "Адэнели" создаётся впечатление, что Вы хотите учитвать не просто ВСЁ, но ВСЁ С РАВНЫМ ВЕСОМ! (т.е. пользуясь Вашей же аналогией делите тексты даже не на две группы, а на ... одну.... КУЧУ


Тут дело в ином. IMHO целесообразно оценивать достоверность не самих текстов, а сведений, содержащихся в этих текстах.

Тексты действительно имеют равный вес (по крайней мере, в рамках исторического подхода), ибо всю информацию об этих текстах мы черпаем лишь из самих этих текстов и не имеем независимого, стороннего метода их оценки. Поэтому любое разделение текстов на канон и неканон является чисто произвольным и искусственным.

Однако. Очевидно, что любой исторический/квазиисторический документ (если он не является преднамеренной фальсификацией, конечно) может содержать как достоверную информацию, так и информацию ложную. Следовательно, разный вес мы можем наблюдать не у различных текстов, а у различных сведений, содержащихся в этих текстах. И вот тут уже мы имеем широкое поле для деятельности.

Цитата:
Вроде ж на поверхности решение: да, ДВУХ групп - МАЛО, так надо делить дальше, ввести "рейтинг достоверности"


“Как бы было хорошо,
Хорошо-прекрасно,
Если б было все всегда
И легко и ясно”

Улыбка

Где взять критерий или систему критериев для такого разделения? Как говорится, “дайте мне точку опоры, и вы у меня повертитесь!”
Улыбка

Цитата:
В идеале, конечно, стремиться - ясно,  это работа почти невозможная. Но хоть стремиться к этому-то надо?


IMHO это невозможно теоретически.

Цитата:
Нельзя же вовсе делать вид что ОЧЕВИДНО РАЗНАЯ достоверность текстов не существует только потому. что мы ещё не научились её измерять...


Чтобы что-то измерить, необходимо средство измерения.

Цитата:
Скажем "Достоверно об Арде - скорее всего, об Арде - сомнительно - скорее всего, не об Арде - явно не об Арде"


Хм-м-м... ну я, естественно, не предлагаю исследовать мир Арды, основываясь на подписанных Толкином счетах из прачечной. IMHO если тот или иной текст повествует об Арде, то это совершенно ясно без специального анализа. Разве нет?

Цитата:
В идеале задача ещё безнадёжнее: надо бы оценивать не книжки, а отдельные свидетельства и свидетелей:


Вот-вот! Точно-точно!

Цитата:
ясно ведь, что, например, достоверность того, что автор, скажем, "Красной книги" видел своими глазами - и того, во что он свято верит, но сам не видел - разная.


Сложно сказать заранее. Факт, узнанный из чужих слов, может оказаться достоверным, а личное свидетельство ложным. Например, лично сделанная запись Бильбо об истории находки Кольца (которой он так никогда и не изменил, а рассказал правду лишь устно - Гандалфу) по своей достоверности весьма сомнительна, а вот записанный со слов Гандалфа вариант этой истории более достоверен. Так что в каждом отдельном случае надо разбираться специально.

Цитата:
(В комментариях переводчика ВК с Вестрона, кстати, такие оценки намечены: что с чьих слов могло быть записано).


В этом нет ничего настораживающего IMHO летописцы не часто бывают свидетелями описываемых событий.

Возвращаясь к теме о том, являются ли Бог и Эру одной и той же сущностью или сущностями различными:

Цитата:
DV>> …“в каждую эпоху появляются вещи новые
DV>> и непредвиденные, так как они не исходят из
DV>> прошлого”
, то есть, помимо первотолчка
DV>> каждую эпоху совершаются дополнительные
DV>> толчочки. А они в свою очередь свидетельствуют
DV>> о постоянном внимании Бога к сотворенному
DV>> Им миру. 

ТД> Увы, не являются. Свидетельствами внимания. Вещи, не имеющие корней, могут просто ждать своего часа где-то в накопителе за пределами мира и "загружаться" по программе. Как мы, уезжая в отпуск, можем оставить автокормушку для попугая - и каждый день ему будет выдываться корм без всяких корней внутри клетки...


Во-первых, аналогия IMHO не совсем верная: автоматическую кормушку мы оставляем внутри дома, а не вне его.

Во-вторых, подобное же предположение IMHO может быть сделано и в отношении христианского Бога - а ну как вдруг все проявления Его активности являются заранее продуманными (Он ведь всеведущ), запрограммированными и всего лишь “подгружаемыми” по мере надобности извне?

Цитата:
DV>> …о роли Бога в изменении облика мира
DV>> на рубеже Второй и Третьей эпох, а также о
DV>> личных беседах Бога с людьми на заре их
DV>> существования в Хильдориэн IMHO известно
DV>> вполне достоверно. 

ТД> Увы, не _вполне_ (см. выше). ИМХО, "Аденель" попадает в категорию "довольно вероятно", но не более.


А почему?

Цитата:
DV>> Разве наш мир обязательно является для
DV>> христианского Бога единственным?

Важно не число - может, Он способен одновременно контролировать много миров. Важна частота обращений. Наш мир обязательно является для Него одним из часто посещаемых - причём частоту легко оценить численно.


На самом деле оценить эту частоту IMHO весьма сложно.

Сперва попытаемся рассмотреть христианского Бога. Можно сделать рассуждение (1): в ветхозаветные времена после изгнания Адама и Евы из рая Бог общался лишь с отдельными представителями одного-единственного маленького народа - пророками. Остальные же народы вообще были лишены радости такого общения. Кроме того, Его непосредственным действиям приписывают несколько ярких событий (потоп, Вавилон, Содом и Гоморра, манна, казни египетские и т. п.). Частота таких общений не сказать, чтоб уж очень высока, даже не раз в поколение.

А можно провести совершенно иное рассуждение (2): Бог во все времена говорил в душе каждого живущего человека, оценивал каждый поступок, каждую мысль каждого из людей, Он любил всех людей и пытался направить их на путь истинный. Просто слышали Его далеко не все.

Оба рассуждения допустимы IMHO, а частоты обращений, выводимые из них, весьма различны.

Теперь попробуем рассмотреть с той же точки зрения Эру. Получим IMHO в точности то же самое: (1) Лично Он говорил лишь с людьми в период их жизни в Хильдориэн (хотя говорил при этом не с единицами, а со многими). Общепризнанных свидетельств Его действий тоже не так много, хотя они есть (Акаллабэт, дарование смерти Лутиэн.

Но: (2) именно Его провидением постоянно исправляется зло в мире, в трудную минуту Его голос звучит в душах людей и ведет их по верному пути (как это было, например, с Фродо).

Так что оценки частоты обращений Бога, Эру к созданному миру (а мир-то один и тот же) мало говорят об истинной частоте этих обращений IMHO.

Цитата:
...если Он, скажем, проверяет состояние дел на Земле раз в 2-3 тысячи лет только - это значит, что Его ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ: бессмыслено - при всей любви, благодарности, уважении и пр. - обращаться к тому, кто заведомо не услышит, кто просто отсутствует, пусть и существую где-то там... - по этой причине в Индии, вроде, не особо молятся формально высшему Браме


Нумэнорцы, кстати говоря, делали это вполне регулярно.

Цитата:
...ну, вот сами видите: индуистская  схема куда  больше похожа на Арду.


Общие черты, несомненно, есть, однако строгое различие между христианским Богом и Эру по предложенному параметру от меня все-таки ускользает.

Цитата:
Творец Мира (владелец фирмы, продолжая аналогию) где-то там есть, но реально делами распоряжается поставленный от Него Управляющий, менеджер (Манве, Шива...)... прошу увидеть главное: никакого аналога разделения "владелец - менеджер" (Эру - Манве), сколь-нибудь сравнимого по глубине разделения полномочий/специализации - я в Ветхом Завете не вижу.


Проблему понял. Да, ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Однако авторитетный богослов Павел Федоров разобрал его довольно тщательно. Приведу выдержку из его статьи “Письмо участникам диспута” (“Палантир” 2000-2001, NN 22-26, где-то в сети эта статья тоже есть). Эта выдержка начинается с того, что Павел цитирует книгу "Православно-Догматическое Богословие" высокопреосвященного Макария (Булгакова), Архиепископа Харьковского (тт. 1,2, изд-е 3-е, СПб, 1868):

===== начало фрагмента статьи =====

"Они (ангелы - П.Ф.) служат Богу посредственно, как орудия Его промышления о Вселенной <...>. Это же проповедуют учители Церкви <...>

Св. Григорий Богослов: "из них (ангелов) одни предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир" и еще "сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему, и они все ведут к одному концу, по мановению Зиждителя всяческих". Св. Иоанн Дамаскин: "они сильны и готовы к исполнению воли Божией, и по быстроте естества тотчас являются повсюду, куда ни повелит Божественное мановение. Так же, они охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом, устрояют наши дела и помогают нам". <...>

В частности, Ангелы служат орудиями промысла Божия <...>
1. <...>
2. О мире вещественном. По крайней мере, есть в Апокалипсисе сказания о четырех ангелах, "держащих четыре ветра земли" (7:1), об "Ангеле вод" (16: 5) и об "Ангеле, имеющем власть над огнем" (14:18). На основании этих намеков в Церкви Христовой издревле существовало, если не догматическое учение, то мнение, что ангелам Бог поручил в управление части и стихии мира видимого. Такую же мысль выражает и Св. Иустин Мученик: "промышление о людях и о всем, находящимся под небесами, Бог поручил ангелам, которых поставил над всем этим". Потом - еще сильнее - Афинагор (древний церковный писатель - П.Ф.): "Творец и строитель мира, Бог разделил их (ангелов) словом своим, и поставил над стихиями, и над небесами, и над миром, и над
тем, что в нем, и над их устройством". Далее - Ориген, Евсевий Кесарийский, Григорий Богослов, Иероним, Августин, Иоанн Дамаскин и наш отечественный Святитель, Димитрий Ростовский. Допускаемы были некоторыми особые ангелы, поставляемые над разными частями мира органического, над животными, над растениями и вообще над всеми видимыми предметами.

3. О мире малом или человеческом роде <...> Св. Дионисия Ареопагита "Богословие вверяет священноначальство над нами ангелам, когда называет Михаила князем иудейского народа, равно как и других ангелов князьями других народов". <...>"
(Op. cit. т. 1, сс. 543-550).

Наконец, замечу, что по иудейским представлениям времен пришествия Христа, Ангелы именно что управляют миром. Они являются некими посредниками, наместниками Бога в управлении миром и вершении Его воли, так что Сам Он проявляется лишь в особых случаях. Это, скажем, подробно описано в ветхозаветной апокрифической Книге Юбилеев, на которую ссылались многие первохристианские авторы. Такой взгляд не был чужд и Апостолам. По крайней мере, исследователи считают, что его не чуждался Св. Павел - но полагал, что ситуация сильно изменилась с явлением Бога во плоти, Иисуса Христа.

Отныне именно Он - единственный посредник между людьми и Богом в прямом и полном смысле этого слова. Ангелы же - лишь "духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр. 1:14). Замечу, что до Рождества Христова даже самим Ангелам тайна спасения была открыта не до конца (Еф. 3:9-10). Что уж говорить о людях. Для них до Христа (а у Толкина речь - см. ранее - идет именно о дохристианском воображаемом времени") вполне естественно считать Ангелов, творящих волю Божию наместниками и правителями мира. Более того, они именно такими наместниками и правителями и оказываются - поскольку являются основными орудиями Божьего Провидения, ведущими мир к спасению.

===== окончание фрагмента статьи =====

Цитата:
Вот, действитльно: если Эру - Бог, а Арда - Земля, то кто такой Манве


Очевидно, по мнению христиан, это один из архангелов.
 

С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий.
====================================
"И ты бы, Ваня, у них был ванья..." В. С. Высоцкий
====================================
IP записан
 
Ответ #69 - 03/31/05 :: 1:59am

Тень Дуба   Вне Форума
Живет здесь
Играющийся тренер
Троицк

Пол: male
Сообщений: 831
*****
 
Цитата:
Хм-м-м... ну я, естественно, не предлагаю исследовать мир Арды, основываясь на подписанных Толкином счетах из прачечной. IMHO если тот или иной текст повествует об Арде, то это совершенно ясно без специального анализа. Разве нет?


Не всегда. Например, "Джайлс из Хема" - явно не об Арде, а вот "Лист Ниггля"?? (я пока для себя не решил...)
ДАЛЕКО на всегда. Можно ли считать единым миром Арду первых черновиков, где язычески-красочные валар раскатывают на лебедях и прочей живности (опять же - как индуистские боги, в точь) - и холодновато-аскетический пантеон Арды ВК и Сильма? И отдельно - "сайентифицированную" "трансформаторную" Арду поздних набросков?

Как минимум, это не "очевидно".
====================
Извините, это достаточно бездумные  реплики впопыхах, горю на работе ( в прямом смысле: вот только что кулер сгорел Печаль...). Надеюсь ответить подробнее, подумав.

И... я бы не стал ТАК ЖЁСТКО противопоставлять анализ достоверности текстов и свидетельств. Не или-или, а и-и. Как в реальном источниковедении: если, скажем, чисто физический анализ показывает. что некий папирус - подделка 19 века - чего стоит правдоподобие его свидетельств?
 

Приросла корнями к дубу, но куда его прочней:&&Не под силу лесорубу даже сук срубить у ней!
IP записан
 
Ответ #70 - 04/09/05 :: 7:32pm

Дмитрий Винoxoдов   Вне Форума
Живет здесь
Рожденный в СССР
Ораниенбаум, Россия.

Пол: male
Сообщений: 520
*****
 
Вам в тему:

"Это было еще до Адама,
В небесах жил не Бог, а Брама,
И на все он смотрел сквозь пальцы"


Н. С. Гумилёв "Сказка".
 

С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий.
====================================
"И ты бы, Ваня, у них был ванья..." В. С. Высоцкий
====================================
IP записан
 
Страниц: 1 ... 3 4 5