Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 ... 5 6 7 8 
Бог ли Эру? (Прочитано 20865 раз)
Ответ #90 - 03/10/05 :: 12:57pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
   Хм...
   А если изменить вопрос? Поинтересоваться, кто как считает: Профессор своего Эру - выдумал? Или - "списал" с некоей известной ему... э-э-э... сущности, что ли? Разумеется, добавив или убавив какие-то... черты, качества и свойства?
  А если "списал" - то с кого?
  P.S.  Думается мне, старый добрый католик Дж.Р.Р. Толкин такими вещами... не шутил...
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #91 - 03/10/05 :: 1:13pm
Маруся   Экс-Участник

 
Если изменить вопрос, того дискуссионного накала не будет.  Подмигивание Потому что можно не только списать, но и сознательно описывать существо, которое для того мира будет тем, что для нашего - наш (строго согласно христианской мифологии, а не исторически!). Особенно если оно там есть.  Подмигивание Что я, собственно, и предполагаю. И вот оно уже ересью не будет, и шуткой не будет. А будет... Тьфу ты, передачей реалий мира.
 
IP записан
 
Ответ #92 - 03/10/05 :: 10:04pm

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Так в том и штука - аналогия или тождество? Сие есть две немаленькие разницы. Подмигивание А еще проблема в том, что ряд граждан, сочетающих толкиенизм с католичеством, на основании именно принятия тезиса о тождестве данных обьектов считает ту же ЧКА сатанинской вещью... И по такому раскладу Эру вообще не замай...
Мне сдается, что Профессор, как католик, не мог считать им выведенный/увиденный персонаж тождественным Богу - не стал бы с этим шутить, как сказал Эрин. А вот должен ли в таком случае христианин относиться к Эру с той же степенью пиетета, коль скоро это лишь Демиург иного мира, никак не являющийся одним и тем же лицом с библейским Богом? Круглые глаза
И должен ли язычник или агностик с той же страстью нападать на того же Эру, коли это так? Подмигивание
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #93 - 03/11/05 :: 4:25am

Дмитрий Винoxoдов   Вне Форума
Живет здесь
Рожденный в СССР
Ораниенбаум, Россия.

Пол: male
Сообщений: 520
*****
 
Здравствуйте!

Цитата:
Allor> Так все же - здраво ли считать Эру тождественным Иегове...?


А что тут может быть нездравого?

Цитата:
Allor> Контраргументация есть


Очень любопытно, какая?

Цитата:
Эрин> ...кто как считает: Профессор своего Эру - выдумал?


IMHO важнее, как считал сам Толкин.

Цитата:
Эрин> Разумеется, добавив или убавив какие-то... черты, качества и свойства?


Почему разумеется? И если все-таки разумеется, то какие именно черты, качества и свойства отличают Эру от Бога?
 

С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий.
====================================
"И ты бы, Ваня, у них был ванья..." В. С. Высоцкий
====================================
IP записан
 
Ответ #94 - 03/11/05 :: 1:13pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
Цитата:
Мне сдается, что Профессор, как католик, не мог считать им выведенный/увиденный персонаж тождественным Богу - не стал бы с этим шутить, как сказал Эрин. А вот должен ли в таком случае христианин относиться к Эру с той же степенью пиетета, коль скоро это лишь Демиург иного мира, никак не являющийся одним и тем же лицом с библейским Богом?

 Понимаете, Allor, мне как раз сдается - наоборот. Не "подобным", а именно "тождественным". В конце концов, ежели берешься говорить о Творце - ну надо же хоть как-нибудь Его описать. Например - через отражение, а? Подмигивание Ведь "Демиург иного мира" не может быть Богом (Бог (для Толкина Подмигивание) - Один на все миры), -  а только богом; а коли так - какая разница, какие у него свойства, качества и возможности. Более того, под тройной IMH-ой замечу, что по-моему Профессор описывает Эру как отражение (т.е. то, как видели, как воспринимали) Создателя (того же самого, Единого) в другом мире.
 А что Толкин "не шутил", и даже всю жизнь, некуртуазно выражаясь, стремался по поводу того, что он написал, - так это не секрет...
  А христиане... Они, я Вас уверяю, находят выход из положения. Улыбка Подмигивание Для них (для нас Подмигивание) Творец - Один. И другого нет. И посему речь идет только о степени адекватности описания Его применительно к какому-либо иному миру. Ну, то есть, вопрос только: "Он или не Он?" Подмигивание
 Уважаемый Дмитрий!  Своим (т.е. моим):
Цитата:
кто как считает: Профессор своего Эру - выдумал? Или - "списал" с некоей известной ему... э-э-э... сущности, что ли? Разумеется, добавив или убавив какие-то... черты, качества и свойства?  
 А если "списал" - то с кого?

я всего-навсего пытался охватить все возможные варианты. Но при этом полагал, что ответы о взглядах Профессора будут исходить из высказанного им самим... Подмигивание Подмигивание Улыбка
  Соответственно, ответ на Ваш последний вопрос для меня очевиден: Единый - тот же, но видели и описывали Его - по разному.
 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #95 - 03/11/05 :: 1:48pm
Маруся   Экс-Участник

 
Цитата:
И должен ли язычник или агностик с той же страстью нападать на того же Эру, коли это так? Подмигивание

До тех пор, пока им не размахивают, как культиватором (как это принято некоторыми христианами тут) - я полагаю, не должен.  Подмигивание Язык
А если серьезно - то это зависит от того, есть ли там иные божественные пантеоны. Знаю, что у Профессора нет. Но в мире могут и быть. И - насколько изложенная Профессором история творения... ммм... соответствует действительности. Потому что если соответствует, то иные пантеоны могли исключительно зародиться позже, а то и быть чисто виртуальными (от глупости людской), бо вряд ли бы эта команда потерпела в своем мире еще какие-то "левые" божественные сущности.
А если как у нас - было много всех, а потом пришел один и давай только себя объявлять настоящим (а его тут и вовсе "не стояло", есть куча народу подревнее), а всех остальных - демонами, то не знаю как агностик, а язычник очень даже должен. И так и делает.  Подмигивание
 
IP записан
 
Ответ #96 - 03/11/05 :: 9:08pm

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Цитата:

А что тут может быть нездравого?

Ну, хотя бы создание толкиенистско-христианской церкви, в очередной раз претендующей на звание истинной, Саваофа упорно именующей ЭруУлыбка

Цитата:
Очень любопытно, какая?

В принципе, все вопрос веры. Но в Библии ни об Арде, ни о других именах Бога ничего не сказано. Так что с узкоортодоксальной точки зрения в принятии тождества есть элемент ересиУлыбка



 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #97 - 03/11/05 :: 9:23pm

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Цитата:
  Понимаете, Allor, мне как раз сдается - наоборот. Не "подобным", а именно "тождественным". В конце концов, ежели берешься говорить о Творце - ну надо же хоть как-нибудь Его описать.

Так тож аналогия, метафора... Без того и литературы бысть не могет.Улыбка Но, коль скоро для многих книги Профессора стали священным писанием...
Цитата:
Например - через отражение, а? Подмигивание Ведь "Демиург иного мира" не может быть Богом (Бог (для Толкина Подмигивание) - Один на все миры), -  а только богом; а коли так - какая разница, какие у него свойства, качества и возможности. Более того, под тройной IMH-ой замечу, что по-моему Профессор описывает Эру как отражение (т.е. то, как видели, как воспринимали) Создателя (того же самого, Единого) в другом мире.

Вот тут и вилка: Эру - то, как увидели Бога в Арде, или гностический Демиург, к Богу Библии не имеющий особого отношенияУлыбка? Если брать гностическую концепцию, то на роль Бога(Абсолюта) скорее подходит Эа...Улыбка

Цитата:
  А христиане... Они, я Вас уверяю, находят выход из положения. Улыбка Подмигивание Для них (для нас Подмигивание) Творец - Один. И другого нет. И посему речь идет только о степени адекватности описания Его применительно к какому-либо иному миру. Ну, то есть, вопрос только: "Он или не Он?" Подмигивание

Да уж находим, мы такиеУлыбка:)... Но вот мне не хочется ополчаться на ту же ЧКА из-за ее гностической концепции. А ведь там Эру изрядная бяка... И свою книгу, написанную в рамках той же космогонии, я не собираюсь обьявлять для себя богохульной - именно в рамках этого разделения. И переходить в лагерь таких "братьев во Христе" как автор ПТСР... Вот уж там меня не будет...Печаль

 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #98 - 03/11/05 :: 10:16pm

Эрин   Вне Форума
При исполнении
Ёж сложносочиненный
г.Москва

Пол: male
Сообщений: 4978
*****
 
Цитата:

Ну, хотя бы создание толкиенистско-христианской церкви, в очередной раз претендующей на звание истинной, Саваофа упорно именующей ЭруУлыбка


  Не-е... Не сработает. Христиане как раз слишком хорошо знают, как зовут их Бога. Подмигивание (Между прочим, - я уже поминал: они в Троицу верят, ага...)
  Но вот если они... и христиане тоже... - тогда да... "Тады ой!"(c)

Цитата:
В принципе, все вопрос веры. Но в Библии ни об Арде, ни о других именах Бога ничего не сказано. Так что с узкоортодоксальной точки зрения в принятии тождества есть элемент ересиУлыбка

  А тут, думаю, "Он - не Он?", остальное менее важно. В конце концов, языков, если дело только в них, и на Земле достаточно. И на каждом имя Бога звучит... по-своему, мда...
  Ну и... поправка на иной мир, иную реальность...

Цитата:
Но вот мне не хочется ополчаться на ту же ЧКА из-за ее гностической концепции. А ведь там Эру изрядная бяка... И свою книгу, написанную в рамках той же космогонии, я не собираюсь обьявлять для себя богохульной - именно в рамках этого разделения.

   А тут, кажется, выход единственный: разотождествить Арду и Арту. И тогда, соответственно, Эру и Эрэ.
  На мой вкус, они хороши именно по отдельности... Подмигивание
   Опять же IMHO.

 

"Мотор был очень похож на настоящий, но не работал."(с)
IP записан
 
Ответ #99 - 03/11/05 :: 10:52pm

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Цитата:
  Не-е... Не сработает. Христиане как раз слишком хорошо знают, как зовут их Бога. Подмигивание (Между прочим, - я уже поминал: они в Троицу верят, ага...)

Ага, знаюУлыбка
  Цитата:
Но вот если они... и христиане тоже... - тогда да... "Тады ой!"(c)

Дык отож!Улыбка

Цитата:
  А тут, кажется, выход единственный: разотождествить Арду и Арту. И тогда, соответственно, Эру и Эрэ.
  На мой вкус, они хороши именно по отдельности... Подмигивание
   Опять же IMHO.


Ну, разве что. Это дельная мысль. Хотя тогда уходит весь пласт апокрифики-апологетики...Подмигивание Разные миры - это разные миры...
Просто меня порой раздражает, когда в ардо-артовские разборки народ тянет "наши" заморочки...
Со сжатыми губами
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #100 - 03/12/05 :: 12:11am

gastur   Вне Форума
Дорогой гость
Гость

Пол: male
Сообщений: 152
***
 
Разотождествлять Арду и Арту? Вкрадчиво: скажите, а вы, дамы и господа, стали бы читать ЧКА, если бы вам с самого начала сказали: "Эта книга - не взгляд с другой стороны на известный Вам мир, а история о совсем другом мире... Просто имена у персонажей похожие."
Возможно, я не прав, но я - не стал бы.
 
IP записан
 
Ответ #101 - 03/12/05 :: 12:20am

Сэйанн   Вне Форума
Матерый
;-))
Москва

Пол: female
Сообщений: 456
****
 
[quote author=Элхэ Ниэннах link=board=main;num=1109844747;start=45#51 date=03/05/05 в 12:39:51]
Сэй, есть одна такая малоизвестная книжечка... Круглые глаза
"And thou, Melkor, wilt discover all the secret thoughts of thy mind, and wilt perceive that they are but a part of the whole and tributary to its glory."
(И ты, Мелькор, познаешь все тайные помыслы свои, и поймешь, что они - лишь часть целого, и служат ко славе его.)

Наташ, я книжечку помню и цитатц тож...
Я к тому: декларации декларациями-то, а как в реальности - к вящей славе послужило, али нет? В смысле, еще хоть кто-нибудь считал, что все, что творит _Моргот_ служит к вящей Эрувой славе? Ежели так массово считали - то это уже - вера_ во всеблагость, т.е. религия, т.е. Эру получается Богом (Хольгер: я пришла к крамольной мысли что Бога из Демиурга делает наличие религии как необходимое и достаточное условие).
Короче, пока мы не узнаем, служило ли, "по мнению общественности" наличие активного Моргота к вящей славе Творца, то не разберемся - Бог ли Эру или "выдающийся, да и только" - т.е. Творец.
*полушутит*

 

Я не стерва. Я ее удачная имитация.
IP записан
 
Ответ #102 - 03/12/05 :: 4:11am

Дмитрий Винoxoдов   Вне Форума
Живет здесь
Рожденный в СССР
Ораниенбаум, Россия.

Пол: male
Сообщений: 520
*****
 
Здравствуйте!

Цитата:
Эрин> Профессор описывает Эру как отражение (т.е. то, как видели, как воспринимали) Создателя (того же самого, Единого) в другом мире


IMHO совершенно верно. Лишь маленькое уточнение: Арда - это наш мир. Вымышленный, вторичный, но - наш: “я создал воображаемое время, однако в том, что касается места, твердо стоял на родной матушке-земле” (Письма, N 211). Соответственно, в легендах эльфов и людей I-IV эпох под именем Эру Илуватар действительно описан тот самый Бог, в которого верят христиане, в которого верил сам Толкин. Описан в соответствии с той информацией, которую имели авторы этих легенд.

Цитата:
Эрин> я всего-навсего пытался охватить все возможные варианты.


Понятно. Но все равно было бы очень интересно, если бы кто-нибудь взялся составить список отличий Бога от Эру. Вроде того, как это сделал в свое время Маркион в отношении Бога Ветхого завета и Бога Нового завета. Вероятно, просьбу о составлении подобного списка следует адресовать к тем, кто полагает, что Эру и Бог - это разные сущности.

Цитата:
Эрин> Но при этом полагал, что ответы о взглядах Профессора будут исходить из высказанного им самим...


Ну, например, в своем примечании к письму 153 Толкин пишет: “Вершина Горы, Мэнэльтармы, или Столпа Небес, была посвящена Эру, Единому, и там […] к Господу взывали, Господа восхваляли и Господу поклонялись”. (“The top of the Mountain, the Meneltarma or Pillar of Heaven, was dedicated to Eru, the One, and there […] God was invoked, praised, and adored”.) Мне представляется, что в этом и во множестве других подобных фрагментов Толкин абсолютно однозначно использует термины “Эру” и “Бог” в качестве синонимов. Я не нахожу оснований для предположения, что Толкин мог называть словом “Бог” какую-либо иную сущность помимо Того, в Кого верят христиане.

Цитата:
Эрин> Соответственно, ответ на Ваш последний вопрос для меня очевиден: Единый - тот же, но видели и описывали Его - по разному.


Есть консенсус.

Цитата:
DV>> А что тут может быть нездравого?

Allor> Ну, хотя бы создание толкиенистско-христианской церкви, в очередной раз претендующей на звание истинной, Саваофа упорно именующей Эру


А-а-а... пожалуй, да, вряд ли сие было бы здраво IMHO. Тем более, что о подобного рода прецедентах уже кое-что известно. Однако создание сект, в которых бы поклонялись Эру, никак не соотнося Его при этом с Богом, было бы IMHO еще прискорбнее.

Да уж, заставь представителя интеллектуального большинства Богу молиться...

Цитата:
Allor> Но в Библии ни об Арде, ни о других именах Бога ничего не сказано. Так что с узкоортодоксальной точки зрения в принятии тождества есть элемент ереси


Ну, это уж с ОЧЕНЬ узкоортодоксальной. Как в том анекдоте:

- Ты знаешь, как эти проклятые мерканцы нашего Бога называют?

- Ну и как же ж?

- Гад!


Если серьезно, то слово “Эру” буквально означает “Единый”, а “Илуватар” соответственно “Всеотец”. В том, чтобы называть Бога подобными словами IMHO нет ничего, что хоть в какой-нибудь степени можно было бы обозначить как ересь.

Поскольку Торин разрешил, а модераторы не возразили, то приведу я тут фрагмент из его книги:

=====
Бог. Творение. Бытие. Мироустройство.

Был Эру, Единый, что в Арде зовется Илуватар.

Именно с этих слов начинается «Сильмариллион» – и именно с этих слов начинается в Толкиновском легендариуме миф о сотворении Мира.

Толкин справедливо называет описанные им события принадлежащими «миру естественной теологии». Он вполне прав и тогда, когда (имея в виду всю свою историю) утверждает в письме к Роне Бир (1958 г.): «Теологически (если этот термин не слишком возвышен) я изобразил картину такой, чтобы она как можно меньше противоречила тому, что, как некоторые (включая меня самого) верят, является истиной». Уверенность в существовании единого и благого Бога лежит в основании всей описанной Толкином истории. Причем, если во «Властелине Колец» (написанном, более или менее, с точки зрения хоббитов), почти невозможно заметить прямого Его присутствия, то в «эльфийском» легендариуме «Сильмариллиона» оно вполне очевидно.

Чтобы понять, что имеет в виду Толкин, говоря, что описывает «мире естественной теологии», необходимо ненадолго остановиться на значении самого этого термина. В одном из посланий ап. Павла можно прочесть слова, относящиеся ко всем людям:

<…> так как то, что можно знать о Боге, явно для них, ибо Бог им явил. Ибо то, что незримо в Нем, созерцается от создания мира чрез размышление над творениями: и вечная Его сила и Божество <…> (1 Рим. 1, 19-20)

«Естественной теологией» в западном богословии называются богословские знания и представления, которые человек может получить благодаря своему разуму, не опираясь на данное непосредственно от Бога откровение. В русской богословской традиции эту отрасль богословия часто называют «основным богословием». Естественная теология – следствие того, что созерцая мир, размышляя о нем, человек, если он следует разуму, может многое узнать о Боге, Который его сотворил. Все в мире, так или иначе, говорит о Творце. Именно поэтому некоторые верные представления о Боге были доступны уже «языческой философии».

Особенно глубоко проблемами естественного богословия в западной Церкви занимался св. Фома Аквинский. Будучи одновременно сведущим богословом и глубоким философом он в своих творениях показывает, что опираясь только на философские методы познания, еще не опираясь на веру, можно прийти к убеждению в существовании единого Бога и к целому ряду знаний о Нем: в частности то, что Он один, что Он есть вершина всех совершенств, что Он сотворил мир из ничего, и что Он есть полнота бытия. Интересно и то, что, опять же опираясь лишь на философское размышление, на силу разума, св. Фома приводит обоснование существования духовных созданий – ангелов. В том, что (как учит I Ватиканский Собор) «Бог, начало и конец всего, может быть достоверно познан посредством света естественного разума через сотворенное»192 – Католическая Церковь совершенно уверена193.

Возвращаясь к «естественной теологии» толкиновской истории, стоит отметить, что она остается «естественной» по содержанию: практически все, что известно героям этой истории о Едином Боге194, о Его существовании, о сотворении Им мира, в том числе и невоплощенных, духовных созданий – остается в рамках того набора истин, которые, по убеждению христианского богословия, доступны даже вне Откровения. Однако, по происхождению своему «теология» толкиновской истории не вполне «естественна». Истинные знания о Боге и о мире ее герои получают благодаря сотворенным духам – Валар, которые были с Богом при сотворении материального мира. Эльфы, общаясь с Валар, получают от них некоторые знания (на основе которых строится затем и их собственное осмысление мира), от Эльфов эти знания получают «праведные» люди Нуменора, отвратившиеся от зла, другие народы принимают эти знания, большей частью благодаря общению с ними (или непосредственно с Эльфами). Видимо, именно благодаря такому «происхождению» знания эти так чисты и далеки от всякого «искушения идолопоклонства».

В «естественном богословии» мира Толкина мы имеем дело с Богом христианской Веры. Это неизбежно – поскольку Толкин помещает свою историю в прошлом нашего мира и поскольку он стремится, чтобы в главном она не противоречила тому, в истинность чего он верит. Это также неизбежно и в связи с тем, что сам Толкин в эссе «О волшебных историях» описывает следующим образом:

Возможно, каждый писатель, творящий Фантазию, созидающий Вторичный Мир, мечтает быть настоящим творцом, надеется, что все, им написанное, реалистично, что бытие его Вторичного Мира (если не все детали его) берет исток свой в Реальности – или впадает в Реальность. И если творению мастера действительно присуща «внутренняя согласованность реальности» (воспользуюсь еще раз этим определением), то трудно представить, что это могло бы случиться, если бы произведение его не соотносилось с реальностью вовсе195.

192 «Христианское Вероучение», 86

193 Однако, по убеждению Католической Церкви, не все, что необходимо человеку знать о Боге для спасения, может быть познано исключительно философским путем, без Откровения. Некоторые истины достоверно познаются лишь благодаря Откровению – такова, например, согласно св. Фоме, истина о Едином Боге в Трех Лицах. Однако силы разума вполне достаточно, чтобы уверенность в истинности откровения стояла на твердом основании, не будучи «слепой верой».

194 Толкин, как христианин, разумеется, верует в Бога, Единого в Трех Лицах. Однако Откровение о Боге – Троице человечество получает лишь благодаря воплощению Христа. В доветхозаветном «естественном богословии» толкиновской истории это Откровение, разумеется, еще не известно. Все, на что может надеяться естественная теология – это на то, чтобы смутно и неясно предугадывать истину о Троице, наблюдая те следы Троицы в творении, о которых говорил, к примеру, св. Августин. Такое «предчувствие» присутствует в толкиновской истории. В космогонической картине мы видим Негасимый Пламень, который посылается Эру в сердце мира, благодаря которому мир творится и поддерживается в своем бытии. В одном из примечаний к Атрабет Толкин пишет, что в «Айнулиндалэ», Негасимый Пламень «как кажется, означает Творческую деятельность Эру (в некотором смысле отличную от Него или в Нем)», а в одном из писем прямо указывает на то, что речь идет о Святом Духе. В Атрабет (об этом мы еще будем говорить) Финрод размышляет над возможностью того, что некогда Единый вступит в Арду. «Финрод думает, что когда Он придет [в мир], Он должен будет  одновременно быть «вне» и внутри [мира]; и так он улавливает проблеск возможности сложности или различий в природе Эру, несмотря на которые Он, тем не менее, остается Единым» (10 HOME, 335). Это, разумеется, не точный язык христианского богословия – да его и не могло быть в мире, не имеющем еще непосредственного Откровения – но это уже отблеск истины о Боге, Едином в Троице.

195 О волшебных историях, с. 93
=====
 

С наилучшими пожеланиями,
Дмитрий.
====================================
"И ты бы, Ваня, у них был ванья..." В. С. Высоцкий
====================================
IP записан
 
Ответ #103 - 03/12/05 :: 5:44am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
Цитата:
Разотождествлять Арду и Арту? Вкрадчиво: скажите, а вы, дамы и господа, стали бы читать ЧКА, если бы вам с самого начала сказали: "Эта книга - не взгляд с другой стороны на известный Вам мир, а история о совсем другом мире... Просто имена у персонажей похожие."
Возможно, я не прав, но я - не стал бы.


Вот и я о том же... Подмигивание

А далее... В принципе, выкладки Дмитрия Виноходова более чем резонны... Супротив аллегории не попрешь. Трудно не вспомнить, уж если на то пошло, друга Профессора, Клайва Льюиса с его "Хрониками Нарнии" и трилогией... Тогда противостояние официальной религии и тех же гностиков в толкиенистике(!) сводится к столкновению позиций автора ПТСР и иже с ней и ЧКА... Кошмар эскаписта! Ужас
Как матерый эскапист могу лишь привести один из любимых концептуальных анекдотов...

Издал Лев указ в лесу, чтобы никто из зверей бухать не моги...
Ну, Заяц игнорирует... Раз игнорирует, два...
На третий видит Лев, проходя мимо озерца, как Заяц там почти по уши плавет.
- Ты что ж, косой, Указ не слышал?!
- А кому Указ?
- Все зверям в лесу!
- Зверям?
- Зверям!
- Вот зверям и диктуй, а нас, рЫбов, не трожь!


Короче, мне, христианке, предпочтительнее Эру считать аллегорией, а фэндомские произведения оценивать с литературно-художественной точки зрения, а не с идеологической... Думаю, Профессор бы не обиделся, а Господь и подавно...
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Ответ #104 - 03/12/05 :: 3:06pm
Арктур Гэлтано ирни Эран   Экс-Участник

 
[quote author Так в том и штука - аналогия или тождество? Сие есть две немаленькие разницы. Подмигивание А еще проблема в том, что ряд граждан, сочетающих толкиенизм с католичеством, на основании именно принятия тезиса о тождестве данных обьектов считает ту же ЧКА сатанинской вещью... quote]


А что разве ЧКА  не тождественна какой либо "Сатанинской" книге? Мелькор тоже в некотором смысле тождественнен Падшему Ангелы (собственно его где то в Сильм-е так и называют - Падшим) Со сжатыми губами(извините за очередное повторение Язык).
 
IP записан
 
Страниц: 1 ... 5 6 7 8