Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Утопия (взгляд из будущего в настоящее) (Прочитано 1598 раз)
03/03/04 :: 7:59pm

Vasilisk   Вне Форума
Зашел поглядеть
Уфа

Пол: male
Сообщений: 46
*
 
Очередной вариант сonspiracy theory
   или
"Чем фэндом хуже тамплиеров?.."
(людям без чувства юмора чтение дальнейшего текста категорически противопоказано)

Посвящается болгарскому вину "Заговор монахов", вдохновившему автора на этот стеб.

----------------------------------------------
Статья в журнале "Наследие предков", 2100 г.

     Сотворенная легенда: история русскоязычного фэндома.
                                      20 век.

                                Часть 1

     Происхождение названия консорции "фэндом" до сих пор с уверенностью не определено. Ясно только, что псевдонаучные теории, связывающие это слово с китайскими корнями "фэн-дао", в корне неверны. Пока что наиболее логичной представляется англоязычная трактовка "fun-doom", то есть счастье рока, прямая аллюзия на "любовь к року" в философии Ницше и его последователей.
     С самого времени его зарождения, внутри фэндома генерировалась разнообразная информация о его происхождении, основателях, внутренней жизни и политике. Поскольку большая часть этой информации облечена в юмористическую и заведомо неаналитическую  форму, избегаются сколько-нибудь широкие обобщения и т.п., то по этим, как и по многим другим  безошибочным признакам можно с уверенностью сказать, что власть в изначальном фэндоме сразу же обрела формы, подавляющие всякое открытое инакомыслие, причем в отличие от идеократической диктатуры социалистической империи, теоретические отклонения хозяев фэндома не волновали, зато очень жестко подавлялось любое упоминание даже о факте существования этих диктаторов, не говоря уже об обсуждении их политики. То, что подобная политика имела место, легко проследить по весьма активной эволюции фэндома в его первые годы, отнюдь не обусловленной внешними и внутренними обьективными причинами. К счастью, сохранились некоторые трактаты и статьи предполагаемых хозяев фэндома(либо активных выразителей их интересов), яростно отрицающих наличие централизованной организации в фэндоме, и пытающихся описать всю недолгую к тому времени историю фэндома как аналог неких обычных политических процессов в обществе(нелепость чего была очевидна уже в то время, но, очевидно из страха, никто открыто против подобных концепций не возражал). Даже такой безошибочный признак жесткой власти, карающей отступников, как эзопов язык, получил наибольшее распространение именно в то время. Появился даже специфический термин для него - "стеб". Как стало известно по последним исследованиям истории русского языка 20 века, до появления фэндома это слово в литературе не встречается. Юмор как защита от официальной пропаганды имеет давние корни и традиции в русской литературе и обществе, так что ничего удивительного в этом нет, странно другое - почему тема управления фэндомом не всплывает в явном виде даже в откровенно сатирических произведениях того периода. Возможно впрочем, что такого рода материалы сразу уничтожались(учитывая нравы этого жестокого времени, скорее всего вместе с автором) и поэтому до нашего времени не дошло ни одной копии. Правда, некоторые исследователи указывают на отдельные факты возмущения против произвола тех или иных формальных контролирующих и запрещающих инстанций("мастера", "модераторы" и т.п.), но всегда это было возмущением некими конкретными действиями конкретных лиц, а не системы в целом, само существование которой тщательно скрывалось. Тут мы видим прямую аналогию с правлением "номенклатуры" в империи и разрешенной при ней в печатных изданиях критикой "отдельных недостатков".
     Итак, с самого начала фэндом возник как олигархическая криптократия, бесконтрольное правление неизвестных. Такого рода социумы не только нуждаются в структурообразующих мифах, но и сами их активно генерируют. Любой творец сколько-нибудь систематической, эффектной и мало-мальски самосогласованной мифологии, будь то литературное произведение, цикл стихов либо песен, описание мира для ролевой игры и т.п., мог расчитывать на санкционированное сверху всеобщее признание и авторитет в среде фэндома. Мифы фэндома можно разделить на два основных класса: маскировочно-идеологические, призванные скрыть жесткий прагматический оппортунизм правления фэндома за красочными сказочными и легендарными(псевдоисторическими) образами, и служебно-догматические, создаваемые на потребу текущему моменту и как правило касающиеся знаковых личностей, событий, группировок и течений фэндома. В общественном сознании вне фэндома превалировали мифы первого типа(о самом существовании вторых обычный "цивил" - аналог иудейского понятия "гой" в идеологии фэндома - не подозревал), а внутри фэндома - второго. Соответственно и система пропаганды, генерировавшая продолжения, дополнения, исследования и апокрифы к литературным произведениям, работала вовне, на внешнюю среду, а всяческие статьи, заметки, мемуары и повести, посвященные внутрифэндомским делам, создавали мифы второго типа и из них выстраивалась завеса в сознании рядового фэндомца,  его ум и интересы направлялись в определенную сторону, и тем самым позволяли манипулировать(и весьма эффективно, как видно по результату) менталитетом самого фэндома.
     Как и следовало ожидать, при этом поисходило массовое заимствование наиболее удачных приемов недавнего имперского периода. Любой заинтересованный исследователь легко может заметить сходство "Клятвы Вождя над гробом Ленина" и "Посвящения памяти Свиридова"(несколько песен разных авторов с таким названием появились в течение полугода после смерти одного из наиболее активных критиков и оппозиционеров системы). Налицо также и момент использования гибели конкурента или врага для укрепления собственной власти (странная смерть Кирова и ее использование аппаратом Сталина). Также можно увидеть сходство съездов ВКП(б) во времена всевластия Сталина и конов в первый период зарождения фэндома - аморфная масса "из народа", решение основных организационных моментов небольшой по численности и закрытой орггруппой, доклады и заседания, не имеющие отношения к действительно происходящим в обществе событиям, многочисленные концерты, призванные создавать атмосферу всеобщего единства... Можно возразить, что среди верхушки фэндома не было единства, отсюда и колебания в политике фэндома, связанные с преобладанием той или иной властной группировки, но и тут видна прямая аналогия с 30-ми годами, временем формирования "номенклатуры" как правящего класса. Кто может с уверенностью сказать, что нижеприведенная цитата не относится к фэндому конца 20 века?
"...Единство было лишь видимым и те скандалы, борьба с самыми странными отклонениями и оппозициями - лишь видимая часть грандиозной борьбы за власть и влияние..."(И.Бунич, "Пятисотлетняя война") Разница же между "право-левацким уклонизмом", "шпионажем в пользу Аргентины" и "Сатанистским чернокнижием", "нистанор" и т.п. в данном случае чисто терминологическая.

                       Часть 2

     Как и любая идеократическая общественная структура, фэндом не мог полностью контролировать духовный мир своих членов. Несмотря на мощнейшую пропагандистскую компанию против идеологически неправильного искусства (так называемой "попсы", кстати сам термин из-за корня "поп" вызывает явные ассоциации с антирелигиозной кампанией в 1930-е годы), телевидения в целом(значительная часть фэндомцев, благодаря инспирированной руководством психологической установке, подвергала просмотр любых телепередач негласному бойкоту), спортивных игр и прочих зрелищ(в этом заметно полное единодушие с христианством, причем самыми ранними либо наиболее экстремистскими его течениями), а также политики в ее публичной форме, все же заметная часть фэндомцев слушала "глупые" песни, смотрела "дурацкие" ток-шоу и вообще подпадала под влияние чуждой культуры. Но сами они либо молчали об этом, либо просто не старались слишком уж афишировать свои вкусы, очевидно из страха подвергнуться остракизму. Кстати, из эпитетов, которыми награждались неправильные(с точки зрения культуртрегеров фэндома) культурные феномены, совершенно очевидна апелляция к чувству интеллектуального и морального превосходства, поскольку упор делается именно на недостаточный интеллектуальный уровень тех же телесериалов, на втором месте стоят обвинения в бездуховности и на третьем - аморальности(чаще всего по отношению к таким популярным телевизионным играм как "Слабое звено", "Алчность" и т.п.). Другими словами подразумевается заведомое интеллектуальное, моральное и духовно-культурное превосходство фэндомской среды перед "обывательской". Как известно из исторических примеров империй(наполеоновской, советской, Третьего рейха), пропаганда должна льстить населению, представляя его либо высшей расой(классом), либо носителем "самого передового учения"("самого правильного и высококультурного", в приложении к фэндому). Впрочем, чаще всего это особо не афишировалось, поскольку подразумевалось априори.
     С другой стороны, активно приветствовалось изучение культуры европейского(и не только) Средневековья и Нового времени, хотя по большей части востребованы оказывались только внешние и формальные заимствования - пара-тройка популярных молитв на латыни, несколько классических баллад, ронделей и т.п. составляли более чем достаточный для обычного фэндомца культурный багаж, идентифицирующий его в  качестве не просто "своего", но показывающий его глубокий интерес к одобряемым социумом(фэндомским в данном случае) культурно-историческим темам. Опять же, аналогия времен советской империи - вставленная к месту редкая цитата из Маркса или Ленина давала докладчику дополнительные очки при оценке его "политической грамотности"(применительно к фэндому следовало бы использовать термин "историческая грамотность", но такое словосочетание в известных нам документах той эпохи не обнаружено). Причем ареал приоритетных для фэндомца культур и исторических периодов представлял из себя лоскутное одеяло(частично в этом была вина общекультурной ситуации и слабой изученности исторической наукой того времени многих эпох и стран, не говоря уже об игнорировании художественной литературой непривычных с точки зрения менталитета 20 века событий в истории, либо их весьма вольной трактовкой) - от ближневосточных культур 1-го тысячелетия до н.э. до Японии времен реставрации Мэйдзи.
     В то же время, при тщательном анализе основных пунктов исторического интереса, можно заметить тщательно формируемую и при этом с первого взгляда неочевидную картину истории как материала для красивых песен, легенд, текстов и т.п., причем основной конфликт, являющийся движущей силой этой истории - не материальная заинтересованность(на которую падки разве что предатели и негодяи), не противостояние гения и толпы, героя и масс и т.п., а скорее внутренний конфликт, самореализация вопреки внешнему нивелирующему давлению и ангажированности, подчиненности личности внутренним "идолам". Причем в отличие от сюрреализма и постмодернизма, внешняя идеология(церковная либо политическая) при этом не является враждебной личности, но дает ей формы для наиболее красивого и адекватного самовыражения. Точно так же и мораль(главный враг для ницшеанцев, к примеру) играет подчиненную роль и служит своего рода "рыцарским кодексом", опять же во имя и для блага самой личности. Мы видим здесь очевидное противоречие - самой свободной и творческой обьявляется личность, максимально соответствующая общепринятым нормам и кодексам, нарушаемым внешней злокозненной силой(в качестве иллюстрации тут великолепно подходят абсолютно все рок-оперы этого периода, что неудивительно, ибо их постановка наиболее подвержена влиянию руководства фэндома, а также поскольку им, очевидно, уделялось особое внимание как наиболее зрелищному и эффективному инструменту формирования менталитета фэндома).

                 Часть 3

     Каким же образом руководству фэндома удалось не просто оставаться в тени, но и создать и поддерживать миф о хаотичной, стихийной сущности фэндома как такового? Причем за все время его существования этот миф ни разу не был всерьез поставлен под сомнение. Можно сказать, что самой красивой легендой, созданной в фэндоме, был он сам - легенда о свободных творцах, подчиненных только своему вдохновению, совершенных людях в несовершенном обществе. Подобного эффекта удалось достичь действительно гениальным, но, к сожалению, безвестным творцам системы косвенного контроля и управления информационными структурами неирархической сети, творцам, работавшим не с глиной, звуком или словом, а с мыслями и чувствами тысяч умных и независимых личностей. Именно в фэндоме была опробована система власти нового типа, ставшая эффективной только в постиндустриальной цивилизации, которая подчиняет не толпу, не массу, а  индивидуумов, притом не связанных никакими формальными структурами. Очевидное бегство фэндома от любых форм структуризации и легализации имеет корни именно в этом - тайные руководители фэндома не имели ни малейшего желания связывать себя какой бы то ни было формальной структурой и с успехом торпедировали любую инициативу в этом направлении.
     При желании, можно вычислить - правда, не самих руководителей, но их первых слуг, самых активных и влиятельных проводников замыслов незримой власти на основную массу фэндома. Для этого достаточно пристально изучить списки организаторов - только не конов и прочих мероприятий, а скорее массовых культурных программ, например рок-опер. А также их авторов, ибо извне направлять и редактировать подобные шоу в нужном направлении весьма сложно. Почти с полной уверенностью можно назвать имена Джэма(в его пользу говорит также многолетняя успешная организационная работа в ДК "Маяк", центре культурной пропаганды фэндома в Москве), Лоры Бочаровой(организация знаковых игр вроде "Сильм-Экстрима" дает этой гипотезе еще один плюс)... впрочем, любой желающий при желании раскроет еще некоторое количество агентов влияния тайной власти. Причем не факт, что сами они понимали, что делают и кому на самом деле служат. Подлинные рычаги власти навсегда сокрыты от нас теперь уже не только завесами мифов и тьмой непроницаемой тайны, но и бездонной пучиной времени...

----------------------------------
один из комментариев на статью -

                              А был ли мальчик?

     Все так называемые "исследователи фэндома" обходят молчанием один-единственный принципиальный вопрос - а существовал ли вообще фэндом? Нет, какое-то количество людей конца 20 - начала 21 века могли себя так называть, но с чего все решили, что фэндом как таковой появился именно тогда, а не полувеком позже? Все те культурные особенности, на основе которых автор статьи делает вывод о жестком контроле фэндома тайной структурой, легко обьясняются, если предположить фальсификацию значительной части так называемой фэндомской литературы позднейшими версификаторами. В некоторых источниках уже ставились под сомнение тексты части так называемых ранних фэндомских песен(уже почти никто не сомневается, что так называемые "Песни алой книги" - умелая фальсификация, созданная не ранее 2010-х годов), повестей("Сказание о Ёсицунэ", которое по ряду признаков никак не могло быть написано ранее 2032(!) года) и даже рок-опер, которых автор считает неким "абсолютным оружием" воздействия на сознание. Подробный анализ их текстов и музыки еще предстоит, пока же на основе сохранившихся записей любой придет к выводу - это компьютерное моделирование, искусственно ухудшенного качества, чтобы скрыть очевидные ляпы. Достаточно сравнить с имеющимися в любом архиве образцами хореографического искусства конца 20 века, чтобы понять, что сляпали эти подделки развлекающиеся видеодизайнеры годов этак 2050-х, возможно, взяв за основу подлинные тексты песен - только не конца 20 века, а 2010-2020-х годов. Тогда столь сильное влияние сих творений на последующую культуру фэндома получает очевидное обьяснение - все было с точностью до наоборот, в этих рок-операх просто собраны все позднейшие штампы.
     Далее, весь массив так называемых "песен Джэма", как сейчас уже ясно, создан некоей анонимной группой, опять же не ранее 2030-х. Чтобы выдать их за реликт первой эпохи фэндома, их авторство приписали одному из организаторов концертов тех времен, ничем не выдающейся личности, который физически бы не успел не то, чтобы исполнить и записать, но даже и сочинить такое количество песен за все время своей жизни. Разумеется, все вышесказанное относится и к пресловутой Лоре Бочаровой(которая вряд ли даже видела хоть однажды Лору Провансаль, легендарного менестреля первой эпохи). К тому же "Сильм-Экстрим", и это стыдно не знать, одно из творений Лоры Екатеринбургской, а Бочарова, согласно всем известным нам нефальсифицированным мемуарам современников, жила в Москве.
     Как видите, при пристальном анализе изощренная аргументация автора статьи рассыпается как карточный домик. Господа, давайте не будем везде и всюду искать заговоры, особенно в дикой и пустынной среде первой эпохи фэндома, численность которого в то время опять-таки сильно преувеличена и вряд ли превышает достоверно известные нам 30-40 человек. Поразительно, насколько живучи бывают сочиненные постфактум легенды, столь часто заслоняющие от нас подлинную историю, гораздо более интересную и странную, чем любые выдумки.
 
IP записан
 
Ответ #1 - 03/03/04 :: 8:14pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27701
*
 
Василиск, у меня есть чувство юмора. Но -
Цитата:
Как и следовало ожидать, при этом поисходило массовое заимствование наиболее удачных приемов недавнего имперского периода. Любой заинтересованный исследователь легко может заметить сходство "Клятвы Вождя над гробом Ленина" и "Посвящения памяти Свиридова"(несколько песен разных авторов с таким названием появились в течение полугода после смерти одного из наиболее активных критиков и оппозиционеров системы). Налицо также и момент использования гибели конкурента или врага для укрепления собственной власти (странная смерть Кирова и ее использование аппаратом Сталина).

- к сожалению, не всегда. "К сожалению" здесь употребляется как фигура речи. Пояснения по сути давать надо, или как?
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #2 - 03/03/04 :: 8:31pm

Nightwalker   Вне Форума
Живет здесь
...Нас убивает Земля,
Нас воскрешает Небо...
Москва

Пол: male
Сообщений: 786
*****
 
Чувство юмора -- вещь хорошая... М-дааа...
А интересно, почему бы на "реальную" историю не посмотреть так же? Я вот тут обнаружил недавно, что в "Саге о Вельсунгах" есть упоминание о царе гуннов Атли, но нет ни слова о Римской Империи. Так было оно или нет?
 

...И наделены они были холодной, безжалостной мудростью воинов...
IP записан
 
Ответ #3 - 03/03/04 :: 8:53pm
Маруся   Экс-Участник

 
У меня есть ощущение, что у меня нет чувства юмора.  Нерешительный Печаль Но всю дорогу мне было просто тотально скучно.
 
IP записан
 
Ответ #4 - 03/03/04 :: 10:44pm

Келебриль   Вне Форума
Живет здесь
Россия, Москва

Пол: female
Сообщений: 733
*****
 
     Маруся, опять мы совпали... Я изо всех сил пыталась найти хоть что-то забавное. Увы. Нет, возможно, писать такое после некоторого количества алкоголя действительно прикольно, а вот читать..
 
IP записан
 
Ответ #5 - 03/04/04 :: 12:18am

Vasilisk   Вне Форума
Зашел поглядеть
Уфа

Пол: male
Сообщений: 46
*
 
Элхе, приношу свои извинения. Это был чистый стеб и гон. Если кого-то еще задело - прошу прощения. Автор ничего и никого конкретно не имел в виду, тем более - намеки на какие-то события или разборки в фендоме.
 
IP записан
 
Ответ #6 - 03/04/04 :: 5:49am

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Василиск, классный текст!
 
IP записан