Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 
Вопросик по ЧКА (Прочитано 4484 раз)
Ответ #15 - 01/09/04 :: 12:44pm

Faernee   Вне Форума
Зашел поглядеть
Москва

Пол: male
Сообщений: 5
*
 
так такой разговор уже был? Плачущий А где? Очень довольный

И, согласитесь, Быть ходячей энциклопедией не очень приятно, да-нет?

Эру сдерживал Валар от своевольного творения, то есть того, чего он не задумывал. И серьезно и строго карал за ослушание. Но ведь САМ же им сказал:" Вот Вам моя песнь. Украшайте ее в меру своего пониманияи возможностей. А я буду радоваться за Вас." Но понятие у каждого разное. И задумки у каждого тоже разные. Так почему же Он не радовался творениям своих Айнур?
Или Эру - самодур, такой ТИРАН, получается. Злой
 
IP записан
 
Ответ #16 - 01/09/04 :: 9:14pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Длинное и подробное обсуждение участи Курумо можно найти вот по этой ссылочке:

http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?board=main;action=display;num=422

Панча построила в этом треде очень красивую модель Курумо, с которой можно соглашаться или не соглашатьсяПодмигивание, но она очень интересна и заслуживает пристального изучения. Если я правильно понимаю, отдельные Ваши мысли перекликаются с построениями Панчи, так что, думаю, в этой модели Вы найдете ответы на многие Ваши вопросы. (Панче - только не подумай, что ты меня тогда убедилаПодмигивание. Привет модельному другу, кстатиПодмигивание).

Что касается другого Вашего вопроса, то, имхо, уважаемая Хозяйка уже высказала все комментарии по этому поводуПодмигивание.
 
IP записан
 
Ответ #17 - 01/10/04 :: 4:04am

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Я еще сплю, но все вижу Улыбка Надо пояснить, что здесь, вот в этом самом треде, собиралась подробнее разобраться с К2. Уже три абзаца набрала!  8)
Далi буде...
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #18 - 01/12/04 :: 6:09am

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
1. Вступление.

Одним из результатов наших с тобой, Иванушка, обменов мнениями и просто от общения с любознательными посетителями этого форума стало то, что лично мне теперь кажется привлекательным не только поиск новых интерпретаций. Оказывается, глубже понять, прочувствовать источник – это тоже очень интересно, и не менее почетно! Спасибо ортодоксальным толкинистам за верность традициям Подмигивание Поэтому я сейчас попробую извлечь максимум полезной информации по первому вопросу данной дискуссии исключительно из соответствующего источника (ЧКА2).

2. Одиннадцать причин трагедии Морхэллена.

Соглашусь с Иваном, пробудись Курумо раньше и увидь Мелькора, это вряд ли сильно изменило бы его характер. Даже с учетом возможного магического (метафизического, гы-гы Смех) влияния прикосновения длани Творца к челу и груди фаэрни, коего удостоился Гортхауэр. На самом деле, Морхэллен тоже запомнил Мелькора. По-своему, правда, на уровне подсознания. И никогда не испытывал особой нужды в этих воспоминаниях. Только после ухода Артано он вдруг захотел вспомнить все, «но вспоминалась тень какого-то ощущения… цельности? тепла? Тогда не было неудовлетворенности, было предчувствие чего-то, что должно случиться, и это будет прекрасно, но что?..» То есть, имеем причину номер раз. Точнее, полпричины, но объяснения приведу попозже, в связи с другими событиями.

Почему Курумо избрал стратегию пассивного наблюдения? В прошлых разработках я выдвигала тезис о связи разума с формой, а сердца с содержанием. На примере активности Артано младший брат мог наблюдать по большей части отрицательный результат этой активности. Что не могло способствовать желанию вызвать огонь на себя. Разум чувствителен к форме, в том числе – внешнему признанию, соответствию существующим стандартам, если таковые имеются. «С Артано Ваятель был зачастую суров и неприветлив». А старшему как будто все по барабану, упорствует и упорствует себе в «кощунственных вопросах»!.. Если бы Курумо однажды так прокололся, и Ауле обозвал его придурком, младший бы, наверное, умер на месте. От непереносимого позора Улыбка Разум наблюдает и делает выводы. Разум выбирает оптимальное действие. Пассивное наблюдение оптимально с точки зрения затрат энергии. Любой. Физической, а в данном случае – душевной. Не знал, не мог знать Курумо, да и никто в свежесотворенном мире, что стратегия-то наблюдательная оптимальна, да не по всем параметрам. Привычка Артано задавать глупые вопросы сразу по возникновении и кому попало, на самом деле, сослужила парню хорошую службу. Старший таким образом набирался жизненного опыта. О ценности жизненного опыта знаем мы, местные. У матушки-Земли опыт уже преогромный. А у юной Арты?.. Как сказал бы Веллер, энергии полно, а ума (понимания) ноль. Что такое жизненный опыт? Главная ценность в нем – это опыт ошибок. Когда встал и пошел дальше, а не валяешься. Конечно, есть известная поговорка про дураков, которые учатся на своих ошибках, и про умных, которые учатся на чужих. Но я не назвала бы эту мудрость полной. Надо учиться на чужих больших ошибках, а на маленьких можно и своих. Даже нужно. Очень душевнополезные переживания, мешают укорениться греху гордыни, знаете ли. И развивают чувство ответственности, а также конструктивный подход к решению проблем. Чистая стратегия пассивного наблюдения только укрепляет имеющуюся ошибкобоязнь. И сама есть, в жизненном итоге, ошибочна. В этом абзаце я хотела выделить причину номер два, по которой «так случилось». Из-за разницы в конструкции (сердце/разум) – разница в отношении к собственным ошибкам. Что Артано комариный укус, то Курумо кувалдой по башке. Младшему стартовой энергии для активных действий нужно существенно больше, чем старшему.


Решение Курумо пойти к Мелькору созрело не сразу. Понадобилась куча времени, чтобы «неудовлетворенность» достигла нужного предела, масса размышлений, даже – страшное дело! – вопросы. Которые, впрочем, только подтвердили собственные догадки. Думаю, это решение не было ошибочным. Наоборот, произошло как бы восстановление справедливости. И теперь самое интересное: почему же Курумо в результате не избавился от «неудовлетворенности»? Ответ, как ни странно, я нашла у Веллера. Ибо подобными курумовским чувствами страдает или страдало подавляющее большинство разумного человечества. Цитата: «Что такое смысл жизни? Это вечное несоответствие между тем, что ты есть – и тем, чем в идеале ты хочешь быть. А хочешь ты быть всегда еще значительнее, реализоваться еще полнее, утвердиться еще больше. И для этого – через сознание подстегнуться к максимальному, идеально великому действию; вектор твоего стремления всегда направлен вперед и вверх, к Идеалу, не существующему в реальности. Ты всегда ощущаешь, что «может быть еще что-то, должно быть еще что-то», и твое сознание стремиться сформулировать это вечное ощущение не полной, не абсолютной удовлетворенности тем, что есть – и даже тем, что может быть». (Все о жизни)  Курумо сильнее прочих подвержен смысложизненным страданиям, ибо он разум, создатель всех и всяческих понятий, в том числе, об идеале, в особенности – об Идеале Улыбка Потому и полпричины от смутных воспоминаний о Мелькоре. Эти тени ощущений лишь добавились к извечной неудовлетворенности разумного существа отсутствием в реальной жизни Идеала.  Причина номер три. Заметим также, что в Валиноре как раз со смыслом жизни все было в порядке. Существовала вполне нормальная концепция о мастерах и их орудиях, нормально дающая вопрошающему четко сформулированный ответ. А счастья все нет, однако. Курумо, собственно, руководствовался валинорскими представлениями о смысле жизни, когда уходил к Мелькору. Он выдвинул предположение, ошибочное, но это знаем только мы, что вся его неудовлетворенность оттого, что он попал не к тому мастеру. А у своего истинного мастера, мол, сразу наступит счастье. Ага, щаз-з! Аж два раза наступит. У Мелькора вообще не было глобального понятия о смысле жизни, а валинорские концепции были ему глубоко противны. Мелькор много говорил «будь собой», «найди свой Путь». Хотя, говорил правильно. Цитата:  «Найти смысл своей жизни (это все равно что «найти себя», «найти свое место в жизни», «обрести себя») - это означает лишь привести в равновесие потребность ощущать свою значительность – с потребностью осознавать свою значительность. … Это максимальное душевное равновесие. Это ощущаемое и осознанное – в общем и главном – удовлетворение собой, своими делами, своей жизнью. Это ощущение и осознание самодостаточности такого равновесного состояния. … Обретение смысла жизни – это оправдательный приговор суда над самим собой. Твое Я отвечает твоему Сверх-Я: о’кей, в общем я в порядке». (Все о жизни)  Так для этого и из Валинора не обязательно уходить! Там тоже можно ощутить удовлетворение собой, своими делами, своей жизнью. Путь орудия, если подумать, вполне достойный путь. Хорошее орудие не просто тупо воплощает замысел мастера, а развивает, дополняет его творческой отсебятиной. Гармонично, разумеется. А хороший мастер дорожит своими орудиями, уважает чувства, ценит мнение и т.д. А если хорошо подумать, то таки должна быть разница в путях существ класса айнур и воплощенных. И разница между айнур первого порядка и айнур второго порядка. Что, собственно, и отражается в концепции «мастер-орудие».
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #19 - 01/12/04 :: 6:10am

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Эта концепция, моделирующая действительную иерархию сущностей, с одной стороны – теоретической - облегчает поиски смысла жизни, а с другой стороны – практической – их же осложняет. Существо, страдающее ошибкобоязнью, будет стремиться к роли орудия с целью избежать последствий возможных ошибок. И уменьшить их количество. Единственная неприятность, которая может произойти  с орудием, это неправильно понять волю мастера. Курумо по молодости недостаточно было стать просто хорошим орудием, ему хотелось сделаться орудием идеальным! Раз уж попал к родному мастеру. А Мелькор волю свою как-то не демонстрирует, на «скажи, прикажи» вообще обижается. Не дает образца, которому соответствовать. Вот и берет Курумо образцы где попало. В основном, у эллери. Не получается, естественно. Потому что не эллеро он, а айну второго порядка. И не Гортхауэр. Да и чем занят в Гэлломэ этот Гортхауэр, а? То-то же. Причины номер четыре, пять и шесть.

Седьмая причина – отсутствие друзей. Вина? Беда? Ну, вообще не с кем поговорить! Здесь я по-прежнему возлагаю основную ответственность, извините, на коллектив. Но также и понимаю, что обстоятельства исключительные – начало мира, отсутствие опыта. Счастливчики, они не ведали мук поиска смысла жизни, они просто жили. И думали, что проживут так вечно. А ведь зрело уже в их собственной среде поколение неудовлетворенных. Соото! Сын благополучных родителей, получивший правильное эллерское воспитание – внутренняя и чуть ли не внешняя копия страдающего от бессмыслия Курумо-разума. Дай им история больше времени – это все бы выползло наружу. Ой, намаялись бы!.. Пока, как мы, не набили бы шишек, не осмыслили бы и не поняли еще раз, каждый своими мозгами и каждый по-своему.

Кстати, о шишках. Неудовлетворенность Курумо не только не испарилась, но даже усилилась от постоянных неудач. Мелькор говорит «будь собой». Парню могла помочь медитация над собственным именем, так как по правилам Арты истинное имя – это «я-есть». Плюс жизненный опыт, дающий представление о пределе возможностей и вкусовых предпочтениях. Морхэллен осторожничает, набирается опыта ошибок скрытно. Чтобы сразу явить себя Мелькору идеальным орудием. Прокол с чашей, полагаю, переживался долго и тяжело, как вообще разумом переживаются любые ошибки. Морхэллен старается. Ничего не выходит. Душевное напряжение растет, достигает максимума, мысли скачут хаотично… В чем я вижу момент невезения. Курумо могло в этом хаосе заклинить на чем угодно, на какой угодно бредовой идее. А он повелся именно на той, от которой последствия самые разрушительные. Ветерок, удачно дувший в сторону запада и оперативно доставивший горемыку к подножию тронов валинорских владык. Цепочка странных совпадений продолжается внезапно помудревшим Гортхауэром, который вдруг решил посоветоваться насчет Морхэллена с Мелькором, а не выяснить все самому и немедленно. В результате Гортхауэр получил звание командующего орками и отправился с ними куда подальше. Здравая мысль «догнать и вернуть!» (Морхэллена, разумеется, а не Гортхауэра), таким образом, малость запоздала. Ветерок уж больно оперативный. И одному искать пропажу дольше Нерешительный Номер восемь.

Даже уравновешенному, здравомыслящему человеку трудно начать жить заново, если ему случится совершить страшную по последствиям ошибку. В моем любимом фильме «Крепкий орешек» лейтенант Пауэлл поделился с героем Брюса Уиллиса историей своей жизни. Пауэлл на задержании застрелил подростка, который угрожал ему оружием. Игрушечным, но очень похожим на настоящее. Ошибся, получается. И с того дня не мог держать в руке пистолет. Фобия получается. В конце фильма, правда, Пауэлл ее благополучно преодолевает, когда приканчивает чудом выжившего террориста. Но там, в задушевном диалоге с Уиллисом,  Пауэлл сказал замечательную фразу: «Полицейская академия нас учит метко стрелять, но не учит одному – как жить с чувством совершенной ошибки?».. Если даже жизнерадостного негра мучают кошмары, то я могу представить, что творилось в разумной, боявшейся ошибок до чертиков голове Курумо, невольно причастного к гибели сотен эллери. Хаос, говорите, там творился в Гэлломэ? Так вот. То был еще не хаос. Хаос теперь. Больше похожий на ад. И я уже категорически отказываюсь делать предсказания, чего там еще может замкнуть и чем оно кончится!.. Девять.

Но и этого испытания на прочность всемогущему Провидению показалось мало. Мелькор после освобождения внес последнюю каплю, добавил еще немножко огоньку в адский котел… Удивляюсь, как сразу не бабахнуло?.. И опять мало. Еще ошибка впереди, самая отвратная… Нет, вы что? Парень и тогда остался жив? А дустом не пробовали?.. На самом деле, славный мальчик Морхэллен таки умер. Десять. Мелькор его добил своей последней капелькой. Да еще и на светлую мысль в сердцах натолкнул, которая, как в случае с орками, выросла неизвестно во что. Остался Курумо, тень прежнего Морхэллена. Мелькор при их следующей встрече уже обращался к привидению. Неудивительно, что его не услышали… Одиннадцать. Дальше Курумо перешел свою «точку возврата». Это такая особая точка между Добром и Злом, после которой стремящееся к Злу существо уже не может подобреть. Просто потому, что в момент поворота к Добру на оное существо наваливается полное осознание свершенного, и психика не выдерживает, уже ради элементарного самосохранения поворачивает обратно. Не мог Саруман уже согласиться на предложение Гэндальфа слезть с башни и отдать ключи. Гэндальф надеялся на возможность у бывшего Белого раскаяния и желания исправить содеянное. Добрый Гэндальф, по-видимому, был не в курсе всех событий. Кстати, вот вам пример счастливого орудия. Олорин был не самым лучшим орудием, он сам это признавал, не стремился в первые ряды, Саурона боялся, бо тот сильнее. А просто делал порученное дело, честно и добросовестно. Со скромностью и смирением. И победил 8)

3. Заключение.

Мне кажется, Морхэллен наиболее похож на человека из всех персонажей книги. Ведь, такая трагедия может произойти с каждым. Никому разве незнаком хаос в голове? Мучительные поиски себя? Места в жизни? Душевного равновесия? Страх ошибки?.. Нет? Завидую Улыбка Вот только лично мне в эти переломные моменты подросткового возраста чудесным образом везло. Ошибки без особых последствий. Дружеская поддержка. Книжки умные по философии и психологии для помощи в осмыслении мира. Книжки художественные для взгляда со стороны. То есть, нормальный жизненный опыт – свой и общечеловеческий. Не скажу, правда, что нашла себя, вся такая удовлетворенная, собой-делами довольная. Хотя… В главном?.. В главном, пожалуй, довольна. Могло быть хуже. А что могло быть лучше, то требовало нежелательных жертв. Так что, итог – в общем и целом – положительный. С чем себя и поздравляю. «И неустанно благодарю Провидение за свое везение», - как выражается моя икс-квадратовская альтер-эга. Да и вообще, рано еще итожить! Я пока не умерла Улыбка
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #20 - 01/12/04 :: 1:58pm

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
Истинное удовольствие испытываю; нечасто бывает. Панча, благодарю; разберусь с Феанаро и Эрегионской историей - с большой степенью вероятности, пойду думать и на эту тему.
В консультанты не хотите?..  Подмигивание  8)
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #21 - 01/12/04 :: 10:05pm

Тэсса Найри   Вне Форума
При исполнении
Дай лапу, друг!.. Ну,
заднюю хотя бы.(c)О.Арефьев
а
Москва

Пол: female
Сообщений: 1792
*****
 
Оксан, статья замечательная!  Улыбка Я ее показала Альвдис, и мы очень-очень хотим побрать ее в библиотеку "Венца". Можно? Улыбка
Тэсса Найри изображает самый умильный и просительный взгляд, какой только удается.  Улыбка
 

Чтобы не сдаться, не нужно «благодаря» -  &&достаточно «вопреки». &&(с) Могултай
IP записан
 
Ответ #22 - 01/14/04 :: 1:17am

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Тэсса, да пожалуйста! Улыбка

Элхэ, Вас в консультанты? Почту за честь.

И всем спасибо на добром слове. Разумеется, можно спорить или дополнять. А по второму вопросу, ведь, тоже имею что сказать. Кроме того, в процессе размышлений над ним возникла одна концепция насчет Арда=(?)= Земля. Поскольку мой ответ зависит от решения этой проблемы...  Круглые глаза
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #23 - 01/18/04 :: 4:29am

Pancha   Экс-Участник
Pancharaksa Devi

Пол: female
*
 
Читаю Коэльо, "Мактуб", и вот что попадается:

"Немецкий философ Ф. Ницше41 однажды сказал: "Не стоит проводить время в
постоянном  обсуждении всего на свете;  часть  человеческой  натуры время от
времени делать ошибки". Учитель сказал: "Есть люди, которые настаивают,  что
они правы даже в мелочах. Часто  они  не разрешают себе ошибаться. Все, чего
они добиваются таким образом, это страх  движения вперед.  Страх  совершения
ошибки  является  дверью, которая запирает нас в замок посредственности. Если
мы преодолеем  этот  страх, то  сделаем  важный  шаг по  направлению к нашей
свободе".

И еще:

"Мы выходим в  мир в поиске  наших желаний  и  идеалов. Часто  мы делаем
недоступным то, что в  пределах  наших возможностей. Когда мы ошибаемся,  мы
чувствуем,  что  мы  истратили наше  время,  ища  на  расстоянии  ладони. Мы
обвиняем  себя  в  ошибках, в  бесполезности нашего  поиске  и  в проблемах,
которые мы вызвали. Учитель сказал: "Хотя  сокровище может быть закопано под
твоим домом, ты найдешь его, только если станешь его искать. Если бы Петр не
испытал боль отказа, он не был бы выбран главой Церкви. Если бы  блудный сын
не промотал  все, его  покаяние  не  было бы праздником  для  его отца. Есть
определенные  вещи в  наших жизнях,  которые  несут печать,  говорящую:  'Ты
оценишь мое значение только после того, как потеряешь меня... и вернешь меня
обратно'. Нехорошо пытаться сократить путь"."

И напоследок:
"Учитель сказал: "Ты не  готов искать объяснения Бога. Ты можешь слушать
красивые слова, но в  основном все они пусты.  Подобно  тому,  как ты можешь
прочитать целую  энциклопедию  о  любви не  зная, что  значит  любить. Никто
никогда не докажет,  что Бог существует.  Определенные вещи в  жизни  просто
должны быть  испытаны -  и никогда не объяснены.  Любовь -  эта вещь. Бог, -
который есть любовь - тоже такая вещь. Вера является опытом детства, с таким
магическим смыслом, которому учил нас  Иисус:  'Дети -  царство Божье'.  Бог
никогда не войдет  в твою  голову.  Дверь,  которую  Он использует, это твое
сердце"."

Интересное совпадение, не правда ли? Улыбка
 
-x-=+
IP записан
 
Ответ #24 - 01/26/04 :: 7:09am

Allor   Вне Форума
Живет здесь
Этика - категория эстетическая...
Angamalle

Пол: female
Сообщений: 3517
*****
 
У того же Веллера, если не ошибаюсь, есть такая фраза-опредление: " Интеллигент - это тот, для кого мораль/этика важнее истины". Пожалуй, не буду углубляться в размышления о том, кого в Арде/Арте считать таковыми... Но, похоже, нечто, имеющее отношение к этой дискуссии, в ней есть. А вообще-то терпение не входило в число главных добродетелей Мелькора - особенности приоритетной стихии (огонь всегда идет у него первым по списку). Так что можно из этого сделать ряд выводов...
 

Разница между мной и сумасшедшим в том, что я - не сумасшедший (с) С.Дали
IP записан
 
Страниц: 1 2