Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 
Сага о Свенельде Длинноруком (Прочитано 3656 раз)
Ответ #15 - 12/30/03 :: 1:49pm

Дара Ливень   Вне Форума
Живет здесь
Язва. Неоперабельная.
Аксаково

Пол: female
Сообщений: 610
*****
 
XV
О том, как Свенельд Длиннорукий нашел Хеорот

Ладьи Свенельда плыли на юг, и попутный ветер подгонял их. Однажды на рассвете они попали в густой туман, и люди забеспокоились, что потеряют друг друга из виду, расплывутся по морю и не смогут доплыть до желанной страны. Но Иглейна Озерная пела над морем, и далеко разносился ее дивный голос. Слышали ее на всех ладьях, и потому ни один драккар не затерялся и не пропал в тумане.
Странный холод проникал под одежду, заставляя плотнее кутаться в меховые плащи, и долго не было ничего видно сквозь пелену тумана. Потом воинам привиделось, как в молочной пелене танцуют под песню Заклинательницы Иг-лейны морские чудища, как сплетаются они длинными шеями, но ни одно из них не напало на проплывающие мимо ладьи. Славили люди волшебный дар жены ярла, ибо очевидно было им, что многих недосчитались бы на драккарах, не будь морские змеи зачарованы песней Иглейны.
И так плыли они сквозь туман целый день, а когда оказались в открытой воде и обернулись посмотреть на туманную завесу, то увидели, что туман исчез, будто его и не было. А впереди поднимались из волн цветущие острова, и ветер доносил до людей запахи цветов.
Свенельд велел держать на ближайший остров. Драккар выскочил на песок почти до своей середины – так сильно гребли люди, торопясь ступить на вож-деленные берега вечного лета. Ярл первым сошел на неизвестную землю, а за ним легко ступила на белый песок Иглейна Озерная., и следом высыпали все остальные.
«Мы нашли Острова Лета, - сказал Свенельд Длиннорукий. – Боги были ми-лостивы к нам, и здесь мы обретем вторую родину».
Он пошел вглубь острова, а люди с причаливших ладей начали выгружать свое добро и сгонять на землю скот и коней. Пробираясь между деревьев, на ветвях которых одновременно распускались цветы, наливалась завязь и румя-нились спелые плоды, Свенельд вскоре набрел на долину между округлых хол-мов. Блестело там круглое озеро, как драгоценная чаша, и цвели вокруг неви-данные деревья, и неизвестные травы разноцветным шелком переливались на ветру.
«Здесь будет мой горд, - решил Свенельд. – Богам нужно отдать самое дра-гоценное, что у меня есть, чтобы достойно отблагодарить их. Пусть они примут мое ожерелье, а я в честь него назову свой горд Хеоротом – Священным Оле-нем».
Он спустился к воде, и расстегнул ожерелье. Колдовское золото блеснуло в его ладонях и навсегда скрылось в озерных водах. И в тот же миг вырос вокруг озера дивный горд с высокими белыми стенами, с домами из голубого и розо-вого камня, с улицами, мощеными белыми каменными плитами. Прекрасен был он, но пуст, и вернулся Свенельд Длиннорукий к своим людям, и рассказал о чуде, случившемся с ним. Он велел с рассветом собрать имущество и скот, и поселиться в горде, а пока расположиться на ночлег. Люди развели костры, стали готовить пищу, а потом улеглись спать.
Тем временем Свенельд сидел в раскинутом для него шатре с женой, и шеп-тала ему Иглейна Озерная: «Вот, ты нашел то, что судили тебе в удел боги, но судьба обманчива. Твои люди станут плавать туда и сюда, вести торговлю с другими странами, и слава о твоих владениях прогремит далеко. Тогда придут другие ярлы, которые захотят стать конунгами, и кто знает, не послужит ли слава твоя к твоей гибели?»
«Если я не позволю моим людям плавать, они ведь все равно будут это де-лать, - сказал Свенельд. – Даже если вдруг потонут все мои ладьи, люди по-строят другие».
«Если твои люди построят здесь новые ладьи, они никуда не уплывут отсю-да, - сказала Иглейна Озерная. – Слышала я, что вещи, сделанные здесь, не мо-гут покинуть пределов этой страны».
Замолчала Иглейна, а ярл Свенельд задумался.
 

Есть три вещи, которые многие люди не умеют делать с достоинством - проигрывать, стареть и умирать. (с)
IP записан
 
Ответ #16 - 12/30/03 :: 1:50pm

Дара Ливень   Вне Форума
Живет здесь
Язва. Неоперабельная.
Аксаково

Пол: female
Сообщений: 610
*****
 
XVI
О том, как Свенельд Длиннорукий сжег свои драккары

Целую неделю люди заселяли Хеорот. Свенельд объявил себя конунгом и стал жить во дворце у озера. Остальные селились кому где хотелось, но больше по окраинам, чтобы приглядывать за скотом. Жилья хватало всем, поэтому спо-ров не возникало, но однажды к Свенельду пришли два воина из его дружины.
«Ты наш конунг, - сказали они, - рассуди нас».
«О чем спорите вы?» - спросил их Свенельд.
«Я занял белый дом на окраине горда, у самых ворот, - сказал один. – А это мой сосед, и он говорит, что еще раньше оставил этот дом для себя, и теперь он хочет, чтобы я ушел в другой дом. В горде еще много свободных домов – зачем ему именно мой?»
«На моей родине остался брат мой, - отвечал второй. – Я хочу вернуться за ним и забрать его сюда. Для него и для его семьи я оставил дом по соседству, а этот человек занял его, и теперь придется мне самому перейти в другое место, а где я еще найду такое же удобное?»
Омрачилось лицо Свенельда, когда услышал он эти слова. «Правду сказала жена моя, - подумал он. – Сначала сюда поплывут родные, потом, наслушав-шись их, чужие… И станут мои острова тесны для людей, начнутся раздоры и войны…»
«Приходите завтра, - сказал он воинам, - и я рассужу вас».
Ночью поднялось зарево на берегу, там, где стояли ладьи. Люди прибежали на берег и увидели, что все драккары горят, и невозможно уже потушить пламя. Они стояли и смотрели, как полыхают боевые ладьи, и у каждого сердце стона-ло от боли.
«Как же мы теперь доберемся до своих родных? – спрашивали они друг дру-га. – Как мы доберемся до других островов?»
«Остров богат лесом, - отвечал им ярл, - и мы построим себе новые ладьи».
Промолчали люди, но каждый подумал, что много времени пройдет, прежде чем первый боевой конь соленых дорог запляшет на волне. Незнакомые деревья росли на острове – сколько их надо сушить? Как обрабатывать? Годы уйдут, пока узнают это люди. И хотелось им знать, кто убийца драккаров, но как ни искали поджигателя, найти не смогли.
Наутро пришли к Свенельду спорщики и спросили, как им решить спор о домах.
«Вы видите, что нет у нас больше ладей, - отвечал им Свенельд. – Кто знает, когда мы теперь сможем вернуться туда, откуда ушли? А когда сможем, жив ли будет еще твой брат, и захочет ли он плыть сюда? А если захочет, понравится ли ему дом, который ты выбрал? Пусть каждый живет в своем доме, который занял, а если твой брат приплывет к нам, пусть выбирает жилище по сердцу. Если же такого не найдется в горде, я сам дам ему все, что нужно, и пусть он построит дом, какой захочет».
Воины сочли это решение разумным и ушли от Свенельда, славя его муд-рость и щедрость. Сам же Свенельд давал им свое обещание, смеясь в душе, ибо знал, что обещание выполнять не придется. По слову Иглейны Озерной сжег он свои драккары, а новые ладьи, сделанные из деревьев острова, не могли покинуть волшебной страны. Вернуться назад было уже невозможно.
Тем временем стали люди валить подходящие деревья и складывать их в те-ни на просушку, по несколько деревьев каждого вида, чтобы потом выбрать лучшую породу для постройки ладей.
Прошло несколько лет, пока в достаточной степени просохла древесина, и тогда оказалось, что доски из нее получаются легкие и упругие, отливающие золотом и серебром на солнце. Построили они ладью и хотели плыть к родным землям, но, сколько ни плыли, нигде не нашли туманной завесы, отделяющей острова от внешнего мира, а когда впереди появлялась земля, это всякий раз оказывался волшебный остров. И со временем люди оставили попытки вер-нуться на родину.
 

Есть три вещи, которые многие люди не умеют делать с достоинством - проигрывать, стареть и умирать. (с)
IP записан
 
Ответ #17 - 12/30/03 :: 2:23pm

Дара Ливень   Вне Форума
Живет здесь
Язва. Неоперабельная.
Аксаково

Пол: female
Сообщений: 610
*****
 
XVII
О том, как Иглейна Озерная нашла волшебный янтарь

Люди, приплывшие со Свенельдом, заселили горд Хеорот и весь остров, ста-ли пасти там свои стада, строить усадьбы, распахивать и засевать землю. Потом им стало тесно, и они начали рубить ладьи, чтобы переселиться на другие ост-рова. Свенельд правил ими, а Иглейна Озерная пела возле озера, потому что не могла подолгу жить без воды.
Детей у них так и не появилось, и Свенельд Длиннорукий печалился об этом, ибо некому было ему передать свою власть. Разводиться он не хотел, потому что мила была ему Иглейна Озерная, но однажды встретил в горде деву, дочь одного из своих воинов, и пленила она его сердце.
Стал он втайне встречаться с ней, и понесла она под сердцем, и в положен-ный срок родила сына. Счастлив был Свенельд, но узнала об этом Иглейна Озерная, и сильно опечалилась. Чаще прежнего стала она проводить время воз-ле озера, и грустными стали ее песни.
И однажды увидела она, как пал с неба коршун и выхватил из воды крупную рыбу. Добыча оказалась велика для него, и он выронил ее к самым ногам Иг-лейны. Решила Заклинательница Иглейна, что это знак ей от богов. Слышала она в детстве сказки о волшебных рыбах, которые помогали бесплодным женам обрести способность к деторождению, и велела приготовить для себя эту рыбу. Но когда начали ее чистить и потрошить, нашли в брюхе у нее подвеску из ян-таря, на которой были вырезаны руны.
Подвеску принесли Иглейне Озерной вместе с жареной рыбой. Рыбу она съе-ла и стала разбирать руны на подвеске, и прочла, что подвеска эта – ключ от пещеры, где спит зачарованным сном древний воин, в жилах которого течет кровь озерных дев. Еще прочла Заклинательница Иглейна, что только женщине его рода дано будет пробудить его, чтобы стать его спутницей и вместе с ним возродить к жизни древний род, ибо от смертных не суждено им иметь детей.
Задумалась Иглейна Озерная. Мужем был ей Свенельд, но знала она, что не ровня он ей, и не посылали ей боги детей от него. Серебряные пряди заблестели в его бороде и волосах, стар становился Свенельд, но все той же юной красотой цвела Иглейна, словно время обходило ее стороной.
«Родился у Свенельда сын от смертной женщины, - думала Иглейна, - а у ме-ня детей нет. Неужели так и проживу я всю жизнь бездетной? Неужели сужде-но мне стать вдовой, так и не изведав сладкой тяжести ребенка под сердцем? Мало во мне смертной крови, не принимает она человеческого семени, так хоть бессмертному стану верной женой и матерью его детям, ибо тяжко оскорбил меня Свенельд, породив сына на стороне!»
И, решив так, пошла она к пещере в холмах, окружавших Хеорот, и запела, читая руны на волшебном янтаре, и рухнула каменная стена, закрывавшая вход в подземелье.
 

Есть три вещи, которые многие люди не умеют делать с достоинством - проигрывать, стареть и умирать. (с)
IP записан
 
Ответ #18 - 12/30/03 :: 2:24pm

Дара Ливень   Вне Форума
Живет здесь
Язва. Неоперабельная.
Аксаково

Пол: female
Сообщений: 610
*****
 
XVIII
О том, как был разрушен Хеорот

Вышел на свет воин, и увидела Иглейна, что похож он на нее, и мало в нем человеческого. Богатой была его одежда, венец из потускневшего от времени золота охватывал его чело, но странным показалось Иглейне то, что не было при нем щита, только два меча крест-накрест укреплены были на спине.
«Я Хёльдиг Два Меча, - сказал он, склонившись перед Иглейной, - последний из озерного народа. Назовись и ты, снявшая с меня чары, ибо вижу я, что одной мы крови».
«Зовусь я Иглейной Озерной и Заклинательницей Иглейной, - отвечала она, - и привез меня сюда Свенельд Длиннорукий, сын Харальда из Харальдова дома, мой муж из смертных. Сама же я не знаю своего рода, но жила в священной роще до того, как предназначили меня ему боги. Теперь же Свенельд правит здесь, но стар он стал, а я молода и не хочу уходить на погребальную ладью за стариком».
«В волшебной стране правит смертный? – спросил Хёльдиг Два Меча, и лицо его омрачилось. – Я убью его и истреблю весь его народ, если он не уйдет от-сюда со своими людьми».
«Не сможет уйти он, - сказала Иглейна Озерная. – Он сжег ладьи, на которых приплыл сюда, а ладьи из здешнего дерева не могут попасть за пределы вол-шебной страны».
«Значит, пришел его последний час, - отвечал Хёльдиг Два Меча. – Покажи мне, где он живет».
И пошел он за Иглейной в Хеорот, и у всех встреченных спрашивал о конун-ге Свенельде. И все отвечали, что это мудрый и справедливый правитель. С тем и пришел он к Свенельду. Увидел его старый конунг, и велел спросить, чего хочет от него чужестранец. Подумал Свенельд, что из внешнего мира приплыл кто-то на острова Лета, и устрашился.
Встал перед Свенельдом Хёльдиг Два Меча и сказал так:
«Много слышал я о твоей справедливости, конунг, и пришел спросить у тебя совета. Вернулся я в дом свой после долгого отсутствия и увидел, что враг мой занял его и хозяйничает в нем. Что делать мне, конунг?»
«Я вижу у тебя мечи, - отвечал Свенельд, успокоившись, - так разве ты не воин? Убей своего врага, и весь его род, и всех его людей сделай своими раба-ми»
«Справедлив твой совет, - сказал Хёльдиг Два Меча, - но я спрошу еще. Женщину моей крови захватил враг, и женился на ней, и не отдаст ее мне по доброй воле, если я потребую вернуть ее мне. Как поступить мне, конунг?»
«Разве в жилах твоих не течет кровь? – спросил Свенельд. – Убей врага и верни женщину».
«Снова справедлив твой совет, - отвечал Хёльдиг Два Меча, - но я спрошу в третий раз: если мышь залезла в мой горшок с пищей и не смогла выбраться на волю, как с ней следует поступить?»
«Ты смеешься надо мной, чужестранец? – спросил, разгневавшись, Свенельд Длиннорукий. – К чему ты задал мне последний вопрос?»
«К тому, что ты эта мышь, - отвечал Хёльдиг Два Меча. – Ты приплыл на мои острова и сжег свои драккары, чтобы никто не вернулся отсюда. Это ты здесь чужестранец, а я – хозяин. Это ты пришел и захватил мой дом и мою женщину, и поступлю я с тобой по твоему совету».
«А кто докажет твою правоту? – спросил Свенельд Длиннорукий. – Когда пришли мы сюда, не было здесь и следа жизни, и горда этого не было здесь. Бо-ги дали мне горд Хеорот, воздвигнув его в одно мгновение, когда отдал я им золотое ожерелье, обретенное в священной роще. Никто тогда не пришел и не сказал, что эта земля принадлежит ему. А теперь ты явился и требуешь мою землю и мою жену!»
«Мои мечи докажут мою правоту», - отвечал Хёльдиг Два Меча, и с этими словами обнажил свои клинки и зарубил Свенельда Длиннорукого, и вышел на улицу. Не смог защитить себя старый конунг, ибо не было с ним волшебного ожерелья, и угасли его силы, и Заклинательница Иглейна покинула его за его измену.
Шел Хёльдиг Два Меча по горду и убивал всякого, кто попадался ему на пу-ти, и скоро не осталось в Хеороте живых.
И когда Хёльдиг Два Меча вышел из горда, запела Заклинательница Иглейна, и пропал Хеорот, будто его никогда и не было, и с ним пропали все убитые озерным воином. Людей же вне горда было мало, и не смогли они продолжить свой род, потому что Хёльдиг Два Меча убивал всякого, кто не успевал скрыть-ся от него, и вскоре вымерли все.
А Иглейна Озерная ушла с Хёльдигом Два Меча, и с тех пор Острова Лета населились их детьми, внуками и правнуками. Они живут там, и не выходят во внешний мир, потому что нет за пределами волшебной страны ничего, что мог-ло бы привлечь их внимание.
Заклинательница Иглейна же, помня о том, как от всего озерного народа ос-тались она и ее новый муж, напела волшебную завесу вокруг островов, чтобы и из внешнего мира никто не мог приплыть к Островам Лета.
Так закончилась история Свенельда Длиннорукого, последнего из Харальдо-ва дома.
 

Есть три вещи, которые многие люди не умеют делать с достоинством - проигрывать, стареть и умирать. (с)
IP записан
 
Страниц: 1 2