Вопрос на самом деле неоднозначный – как почти всегда
, есть разные версии. Вот что нашлось на эту тему в текстах.
В «Квэнта Нолдоринва» из 4 тома НоМЕ (ок. 1930 г.) сказано следующее:
But in the West the Gnomes returned rehabited for the
most part the Lonely Isle … And some returned even to Valinor
«Но на Западе вернувшиеся Gnomes большей частью вновь населили Одинокий Остров … и некоторые вернулись даже в Валинор»
Фактически то же самое сказано в «Квэнте» 5 тома (конец 1930х), со следующим добавлением:
But some returned even to Valinor, as all were free to do who willed
«Но некоторые вернулись даже в Валинор, как могли поступить все, кто этого желал»
В обеих версиях «Анналов Белерианда» (более поздняя датируется серединой-концом 1930х) сказано так:
In this year Fionwe departed and went back to
Valinor with all his folk, and with them went most of the Gnomes
that yet lived and the other Elves of Middle-earth.
«В этот год Фионвэ (=Эонвэ) вернулся в Валинор со всем своим войском, и вместе с ними большинство уцелевших Gnomes и другие эльфы Среднеземья»
«Анналы» - тексты краткие, и «Валинор» здесь, скорее всего, означает «Аман + Тол Эрессеа» - однако, если бы эльфов в Валинор не пускали, этой фразы, несомненно, не было бы.
Еще есть текст «Ламмас», тоже написанный где-то в конце 1930х. Там:
Noldorin is therefore now the speech of the survivors of the
wars of Beleriand that returned again to the West with Fionwe,
and were given Tol-eressea to dwell in.
«Нолдорин, таким образом, язык тех уцелевших в войнах Белерианда, что снова вернулись на Запад с Фионвэ и получили Тол-эрессеа, чтобы жить там».
Чуть дальше:
the Noldor that returned and went not to war and suffering in the world are no longer separate and speak as do the Lindar.
«Вернувшиеся нолдор и те, что не ушли на войну <имеется в виду, очевидно, не Война Гнева, а уход нолдор из Амана> и не страдали в мире <вне Амана>, более не разлучены и говорят так же как линдар (=ваньяр)».
Т.е. если первая цитата не уточняет статус возвратившихся эльфов относительно возможности бывать в Амане, то вторая явно подразумевает такую возможность – те, кто уходил, и те кто оставался в Амане, смешались друг с другом.
Все поздние тексты («Серые Анналы», поздняя «Квэнта») до этой стадии не дошли.
В опубликованном «Сильме» текст, согласно заметкам Кристофера, взят из «Квэнты» 5 тома - но в него внесена некая редакторская правка, и звучит он так: «Тол Эрессеа, откуда они могли прийти даже в Валинор». Фраза про то, что все, кто желал, могли вернуться в Валинор, исчезла. Было ли это сознательным изменением – вследствие того, что приведено ниже – или это случайность – неведомо (Кристофер временами делает совершенно необъяснимые замены и пропуски, если сравнить «Квэнту» и опубликованный «Сильм». Кто его знает, чем он руководствовался в данном случае).
В «Акаллабет» (поздний текст, около 1958 г.) сказано следующее:
The Eldar they summoned to return into the West, and those that hearkened to the summons dwelt in the Isle of Eressлa
«Эльдар они призвали вернуться на Запад, и те, кто прислушались к призыву, жили на острове Тол Эрессеа»
И, наконец, письмо Мильтону Уолдману, от 1951 г. А вот тут утверждается, что:
Exiled Elves were, if not commanded, at least sternly counselled to return into the West, and there be at peace. They were not to dwell permanently in Valinor again, but in the Lonely Isle of Eresseëa within sight of the Blessed Realm
«Эльфам-Изгнанникам, если не велели, то по крайней мере решительно посоветовали вернуться на Запад и обрести там покой. Им не было вновь позволено постоянно жить в Валиноре, но на Одиноком Острове, Эрессеа в виду Благословенного Края».
Таким образом:
1. Все ранние тексты дружно говорят, что эльфы, вернувшиеся на запад, получили для проживания Тол Эрессеа (после прихода Телери в Эльдамар опустевший), но при желании могли возвратиться и в Валинор – это не возбранялось.
2. В «Акаллабет» (более поздний текст) ничего не сказано про возвращение в Валинор, хотя построение фразы, вообще говоря, этого не исключает. В «Кольцах власти» есть фраза, которую можно понять так, что эльфы могли попасть и в Валинор.
3. Письмо 1051 г. категорически утверждает, что жить в Валиноре вернувшиеся эльфы не могли (хотя вроде бы могли его посещать?)
Таким образом, против многочисленных свидетельств в пользу «открытости» Валинора для вернувшихся эльфов мы имеем одно – но существенно более позднее – свидетельство против этого. Как всегда в таких случаях, открывается простор для имхов…
В любом случае, «промежуточной базой» Тол Эрессеа не был, а был основным местом жительства вернувшихся из Среднеземья эльфов. Плавать в Аман они, видимо, по-любому могли - весь вопрос в том, позволялось им там селиться насовсем или нет.