Цитата:Пой, котяра, пой
Мне лично понравилось; не кажется, что бред, и вообще какая-то она очень
твоя. И мелодия адекватная...
R2R, Элхонька, спасибо за реакцию!
Элхэ, а интересно, что точно означает "очень моя"?
Цитата:Всё хочу спросить: ты как пишешь, сначала стихи, а потом их на музыку кладешь? Или одновременно?
А вот это - когда как. То-есть бывает совершенно по-разному. Например:
А. Одновременно (совсем!) являются стихи и музыка. Это обычно означает, что готовы только первый куплет и припев (допустим, смотря по структуре) - и вот уже музыка налицо, но стих-то не окончен - надо ещё дописать остальные куплеты, и этот процесс может быть:
А1: почти мгновенным, причём возникновение мелодии и песни как таковой может происходить с гитарой в руках (
Рыжая Маргарита, Разговор с королём, Сентиментальный парад, Секретарь души, Эзотерический романс), но может даже происходить в полном отрыве от гитары - за рулём (
Прощание Фродо, Августин, Марш демонов, Муравей в смоле, Белая волна, Людоед) или, скажем, во время покраски квартиры (
Баюкалка "У семи да у мостов..."). А "
Там город Dream" возникла в полусне, вместе с сюжетом рассказа "Надико"; я "проявил" песню, придя на работу, параллельно с написанием рассказа, но музыка звучала уже в ушах так отчётливо, что, взяв гитару, у меня фактически не было сомнений, как её играть.
либоА2: долгим процессом - "вот, кусок песни есть, а самой песни нет, ну когда же, наконец, это закончится", и так несколько дней (
Дракон, Третья песня стражи, Портрет, и сюда же - вот эта песня про "
Люди, скорее, прекратите драки"). Очень, очень редко этот процесс затягивается больше чем на неделю. Экстремальный пример -
"По краям земли": ядро (мелодия и первые куплеты) появилось в 1998, а дописана песня в 2000, за полчаса до первого её публичного исполнения на конкурсе
.
Б. Вначале пишется стихотворение, потом кладётся на музыку. Тут тоже возможны варианты:
Б1. Как только дописан стих - через несколько минут, часов, максимум через день - появляется сразу мелодия к нему, и ясно уже, что где-то в глубине так оно и задумывалось, вместе, только головой я об этом не знал (
Междуреченский вальс, Все занимаются магией, Баллада о моллюске, Сонет-диагноз). Иногда в этом варианте свеженаписанный текст при написании музыки слегка изменяется, как бы созревает (
Дорожные люди, Опасная профессия, Город N).
либоБ2. Через некоторое (возможно, долгое) время после написания стихотворения, сознательно-волевым актом. Промежуток может быть любым -
"Неспетый романс кавалера де Брильи" стал песней через 12 лет после того, как стихотворение было написано. Катализатором может быть фестиваль или концерт, где песня на данные слова будет "к месту" (
"Ульмоквента",
"Лиса" - через полтора месяца после написания слов,
Увертюра к Страшному Суду - через 4 года после написания слов) или просто чья-то просьба (
Градостроитель - по просьбе Юленьки). Перед концертом в 2001 я неожиданно охрип и потерял голос, надо было срочно придумывать что-то по диапазону. Так родилась полуречитативная песня из незадолго до этого написанного стихотворения "
Разъезд".
В очень редких случаях и здесь стихотворение видоизменяется в процессе создания песни: дописывается куплет (
Щиты) или даже полностью меняется размер (
Последняя игра).
В. Происходят странные явления. Например:
В1. Песня написана на некую мелодию (по варианту А1), но затем эта мелодия модифицируется (
Дон Хуан из Флорации) или полностью заменяется на другую из-за непригодности исходной (
Песенка арьергарда, Формула). О "Формуле" см. примечание ниже.
либоВ2. Мелодия рождается до слов, и слова пишутся "под мелодию". Могу припомнить только один пример. В 2001 я был в гостях у Келли, мы вместе смотрели томик Пастернака; меня поразило своей музыкальностью стихотворение "Елене" ("Я и непечатным/ Словом не побрезговал бы"), и мелодия на этот стих родилась мгновенно. Потом я перечитал стих Пастернака и понял, что мне его петь не хочется, а мелодию эту - хочется; что мне надо написать на неё свои слова. Ночью мне предстояло ехать из Рамат-Гана в Хайфу. Употребил поездку на написание слов. Так появилась "
Хроника" ("Знал, что уникален...").
Вот так оно бывает. А как у тебя, Элхэ?
Примечание. Открою страшную тайну, связанную с песней "Формула". Когда мне было лет 7 или 8, я (под влиянием интенсивных занятий математикой с папой) придумал некую формулу - первое в моей жизни алгебраическое тождество. Сводилось оно к теореме Виета, но я этой теоремы не знал, поэтому возрадовался весьма и расхаживал по дому, распевая буквально следующее: "А я задумал [sic!] формулу, формулу, формулу! А я задумал формулу, фор-мулОй[sic!]-мулУ!". Надо сказать, что некоторое лёгкое сходство между той "мелодией", на которую я это распевал, и окончательной (не первой!) мелодией "Формулы" явно есть. Через много-много лет (почти через четверть века, выходит!) я вспомнил эти выкрики, и решил почтить их песней с соответствующим рефреном. Так и получилась "Формула" образца 2003 года.
Хатуль