Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 4
О нуменорском флоте (Прочитано 10265 раз)
07/08/02 :: 7:26pm
Сиоре Саэнни   Экс-Участник

 
...Вопрос,который я рискну задать почтеннейшей публике,навеяла картинка к "Утраченным сказаниям" - "Роменна" Ярославы Кузнецовой.На переднем плане там рассекает волны очевидная каравелла Колумбовой эпохи,а поодаль в гавани полно кораблей помельче - в одном угадывается  двумачтовая то ли  галера,то ли шхуна с косыми парусами,остальные - корабли непонятной модификации,не то каракки,не то ладьи ,одномачтовые,с прямым парусом.Весельных суден не замечено.(Возможно,весла убраны,пока корабль на рейде - но пошто тогда не убраны и паруса?)
Разумеется,я не собираюсь ни критиковать работу Ярославы Кузнецовой,и тем более считать этот рисунок за источник,которым следует руководствоваться в вопросе о типах нуменорских кораблей.Но вопрос-то остался.
Итак,что мы знаем по этому вопросу?
Перевозили людей в Нуменор эльфийские корабли - легкие,быстроходные ,парусно-весельные - очевидно,построенные по типу ладьи,возможно,дракара(Хрюнлейв,в треде об исходе в Нуменор,утверждал,что не дракар...нну,допустим.)Далее,нуменорцы,как известно,учились мореходному делу у эльфов же,устраивали гонки под парусом и на веслах("Описание острова Нуменор").С годами они строили все более крупные корабли,для грузовых перевозок("История Алдариона и Эрендис",в частности,корабль,прозванный "Туруфанто","морской кит" -высокие мачты,паруса как тучи и огромный корпус,о типе судна ничего определенного не сказано).О военных кораблях конкретно мне ничего найти не удалось - кроме описания "Алькарондаса" Ар-Фаразона(в Акаллабет):"был он многовесельным и многомачтовым".Все.(Приводимая в "Утраченном Пути"версию о стальной обшивке кораблей и механических двигателях,изобретенных Сауроном, показалась слишком смелой даже самому Профессору.)
Вопрос к народу в связи с этим такой:какие все-таки типы кораблей были в нуменорском флоте?Если у Профессора нет точных сведений,то какими земными аналогиями можно оперировать,не сильно рискуя ошибиться?

Сиорэ
 
IP записан
 
Ответ #1 - 07/08/02 :: 8:02pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Наивная догадка -- корабли Ар-Паразона походили на испанские галеоны 16 века -- огромные, многомачтовые, пышно украшенные (были ли у них весла -- не помню, вроде бы были). Почему-то с парусными линкорами 17-19 веков (типа "Виктории" адмирала Нельсона) флот Ар-Паразона у меня не ассоциируется...
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #2 - 07/09/02 :: 12:05am
Сиоре Саэнни   Экс-Участник

 
Хольгер,увы!не было весел на испанских галеонах,были на галеасах,но!галеас,как и галера, предназначены для каботажного плавания(плавания  вдоль береговой линии).Нуменор же отстоял достаточно далеко от Средиземья,здесь бы ,действительно,галеоны для трансконтиненетальных рейсов в самый раз...но весла,однако ж,упомянуты.И что с этим делать?

Сиорэ
 
IP записан
 
Ответ #3 - 07/09/02 :: 12:58am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Может, весла у кораблей Ар-Паразона были как дополнительный двигатель? Просто галеон -- более естественный образ (а существовать нечто вроде галеона, но ещё и с веслами вполне могло -- флот
Нуменора же не повторял один к одному флот земных государств?)
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #4 - 07/09/02 :: 5:17pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Возможно, я не прав, но традиционно проводится аналогия между Нуменором и античностью нашего мира, точнее - с Римской империей. Может быть, правомочно было бы перенести эту аналогию и на нуменорский флот, и предположить, что он в общих чертах был сходен с древнеримским периода империи? Сугубое имхо, разумеетсяПодмигивание.
 
IP записан
 
Ответ #5 - 07/09/02 :: 6:35pm
Сиоре Саэнни   Экс-Участник

 
Хольгеру:галеон - 1)корабль с высокими бортами,и 2)линия борта образует посередине корпуса глубокую седловину.Неудобно весла навешивать:сталкиваются при гребле.У судов галерного типа - греческих и римских трирем и галер средневековья(тоже,кстати,называвшихся "трирема")прямая линия борта и высота надводной части не более 2 метров.
Ивану:римский флот периода империи был велик числом,но конструктивно состоял из все тех же бирем и трирем(галера с 2-3 рядами весел и прямым парусом на единственной мачте).Такое судно может ходить только при строго попутном ветре - под парусом(боковой ветер,и тем более встречный - уже все,нужен треугольный латинский парус...А нетути.Подмигивание Венецианская "трирема",8-9 в.н.э.-не раньше) - либо на веслах,не удаляясь далеко от берега,ибо:гребцов,чтобы гребли,надо кормить ,даже рабов,не по остаточному принципу - а много груза трирема\галера зараз не возьмет,у нее и трюма-то практически нет,осадка полтора метра.Римляне вдоль берега и ходили - в рамках Средиземного моря,в основном.Но Нуменор-то остров,от материка весьма отдаленный!полгода рейс в один конец,при попутном западном ветре.Не догребем!..

Сиорэ

Последнее изменение: Сиоре Саэнни - 07/09/02 на 15:35:00
 
IP записан
 
Ответ #6 - 07/09/02 :: 7:01pm

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
Сиоре: может, весла -- просто в порядке художественного образа? (или как символ того, что много было рабов)...


Последнее изменение: Хольгер - 07/09/02 на 16:01:38
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #7 - 07/10/02 :: 1:13pm

R2R   Вне Форума
Живет здесь
зануда
Россия / Челябинск

Пол: female
Сообщений: 1896
*****
 
Может быть, весельные корабли и были для каботажного плавания, вокруг острова и вдоль материка, но не для океанских переходов?
На веслах судно получается более маневренным и не зависит от ветра, поэтому возможен выигрыш в скорости.
А вот в океанском плавании сказывается, что запас еды и особенно воды ограничен. Там приходится отказываться от гребцов и полагаться на парус.

Где-то мне попадалась версия, что нуменорские корабли по целому году плавали до материка и обратно, поскольку полгода ждали попутного муссона.

Таким образом, подобие галеона (с прямым вооружением) - для трансокеанских рейсов; подобие галеры - для прибрежного плавания.

В "Акаллабет" говорится, что эльфийские корабли, приплывавшие в Нуменорэ, были парусными, без вёсел.

Военные корабли, хм. Огнестрельного оружия в Нуменоре точно не было, поэтому морской бой - это таран, абордаж и зажигательные стрелы. Парусники без весел для полноценного тарана толком не годятся, в силу низкой управляемости. Абордаж обычно происходил, когда один из противников уже лишен хода: пушками сбит рангоут, либо в случае большого превосходства одного из противников в скорости и маневренности. Если паруса только прямые, я полноценного боевого маневрирования без вёсел вообразить не могу.
Обычные стрелы - это против галеры несерьёзно, т.к. обычно команда от такого обстрела прикрыта фальшбортом. С другой стороны, под обстрелом невозможны сколько-нибудь сложные _парусные_ манёвры: матросов с мачт лучники только так выщелкают.

Хм, а кто вообще противники Нуменора на море? Есть ли вообще корабли для морских сражений - или "военный корабль" - это десантный корабль?
Ни одного описания или упоминания именно морского боя в "Акаллабет" нет.

ВМФ материка - насколько я понимаю, это небольшие лодки. Тогда имеет смысл топить их большой галерой: её и на абордаж взять сложнее, чем парусник, в силу маневренности, и маневр "догнать и потопить" на веслах куда легче реализуется. И осадка небольшая, опять же.

Имховые ассоциации: "паруса как тучи" - это прямые паруса во много ярусов; "паруса как крылья" (эльфийские) - латинский парус. Но вот латинского вооружения, похоже, и не знали в Нуменоре.

Последнее изменение: R2R - 07/10/02 на 10:13:38
 
IP записан
 
Ответ #8 - 07/10/02 :: 4:09pm

Иван   Вне Форума
Живет здесь
Санкт-Петербург, Россия

Пол: male
Сообщений: 787
*****
 
Опять-таки, будучи невеликим знатоком военно-морского флота, все же выскажу парочку соображенийПодмигивание.

Имхо, в самом начале дальних морских походов нуменорского флота была возможна ситуация, когда  на веслах сидят не рабы, а члены экипажа (как было, например, с викингами), и при этом судно оснащено парусом - как тот же самый викингский драккар, то есть суда были парусно-весельными (под этот тип, насколько мне известно, подходят критские корабли минойского периода и корабли ахейцев). И, в зависимости от ситуации, использовались либо парус, либо весла.

Кроме того, можно предположить, имхо, что изначально нуменорцам в первые столетия были известны только гребные суда, и сами дальние морсике походы стали возможными, только когда был изобретен (или скопирован у эльфов) парус.

При этом сами гребные суда как боевая сила отнюдь не потеряли своего значения - вряд ли морские сражение во Вторую эпоху происходили в открытом океане, имхо, скорее всего, они имели место быть в прибрежной зоне, а там гребные суда могут использоваться вполне эффективно, и радиус их действия не ограничен так жестко. Вспомним, что сражение при Гангуте в 1714 было выиграно галерами - и это в эпоху расцвета парусного флота. Так что нуменорский флот мог вполне делиться на океанский (парусные и парусно-гребные суда) и прибрежный (суда гребные).

Отсутствие артиллерии в нашем понимании для боя тоже не помеха - артиллерия бывает ведь не только огнестрельная, но и метательная, и нуменорские суда вполне могли быть укомплектованы балистами, катапультами, да хоть греческим огнемПодмигивание.

Разумеется, имхо.
 
IP записан
 
Ответ #9 - 07/11/02 :: 6:51am

Нэльдор   Вне Форума
Зашел поглядеть
Москва

Пол: male
Сообщений: 12
*
 
"Галеон" пишется как ГалионУлыбка

  Извините, я не понял  - откуда вы взяли подводные тараны, балисты и.т.д.? Не тростниковые же лодки галерами топить!Улыбка

  Нуменорцы знали латинский парус - см "Тал-Эльмар"

  Маловато мы знаем о нуменорском флоте, а жальПечаль Я бы, кстати, и "Клиппер" не стал бы сбрасывать со счетов. Хотя нуменорские корабли наверняка реже тонулиУлыбка
 

И если что-то надо объяснять,&&То ничего не надо объяснять.&&А если всё же стоит объяснить,&&То ничего не стоит объяснить. (с)
IP записан
 
Ответ #10 - 07/11/02 :: 7:50pm
Сиоре Саэнни   Экс-Участник

 
Галиону: спасибо за поправку,впредь учтем правописание.А про латинский парус можно подробнее?
Хольгеру:да какой уж там художественный образ,когда Ар-Фаразон в ходе своей блистательной экспедиции из полосы штиля на веслах выгребал,пока не задул ветер с востока - что прямо написано в Акаллабет...Хотя количество рабов,да, могли историки и преувеличить.Подмигивание
Цитата:
Таким образом, подобие галиона (с прямым вооружением) - для трансокеанских рейсов; подобие галеры - для прибрежного плавания.

Очень вероятно,что именно такое разделение по типам кораблей и было.Логично и практично.
Цитата:
В "Акаллабет" говорится, что эльфийские корабли, приплывавшие в Нуменорэ, были парусными, без вёсел.

Не скажу за Акаллабет,но Феаноринги из Альквалондэ выходили именно на веслах.При наличии парусов.
Цитата:
Если паруса только прямые, я полноценного боевого маневрирования без вёсел вообразить не могу.

С латинским парусом та же история,и это касается не только боевого,но и вообще маневрирования(особенно если это судно грузоподъемностью от 100 тонн и выше)
Цитата:
Хм, а кто вообще противники Нуменора на море? Есть ли вообще корабли для морских сражений - или "военный корабль" - это десантный корабль?
Ни одного описания или упоминания именно морского боя в "Акаллабет" нет.

В случае с экспедицией Фаразона это очевидно десантные корабли...хотя...а если бы им навстречу вышли эльфийские корабли Эрессеа -и что тогда?
С противниками Нуменора на море вообще непонятка:Профессор утверждает,что "темные" моря боялись и не любили.Но нельзя сказать,что это прямое отрицание того,что например у Харадских княжеств мог быть хоть какой-то флот -завела же военный флот Османская империя(бывшие кочевники!)когда возникла необходимость противостоять таким "морским "державам,как Венецианская республика,Испания,а впоследствии и Россия.Моряками в Блистательной Порте были,правда,греки и берберы,-ну а в нашем случае...ммм...черные нуменорцы?А почему бы и нет?тогда дело пахнет уже не тростниковыми лодочками,а кораблями вполне сопоставимыми с нуменорскими,как по величине,так и по типу.
Цитата:
Имховые ассоциации: "паруса как тучи" - это прямые паруса во много ярусов; "паруса как крылья" (эльфийские) - латинский парус.

На уровне имхи согласен,но это все же образы...Улыбка
Цитата:
Имхо, в самом начале дальних морских походов нуменорского флота была возможна ситуация, когда  на веслах сидят не рабы, а члены экипажа (как было, например, с викингами)

Пока нуменорцы не начали активную колонизацию Средиземья,имхо,так и было.Да и в эпоху галерного флота в нашем мире на веслах сидели не только каторжники,но и вольнонаемные гребцы.
Цитата:
Кроме того, можно предположить, имхо, что изначально нуменорцам в первые столетия были известны только гребные суда, и сами дальние морсике походы стали возможными, только когда был изобретен (или скопирован у эльфов) парус.

И стоило им,действительно,велосипед,в смысле парус,изобретать?Их же эльфы учили...Кстати,о боевых рейдах Кирдана по северному побережью в Первую эпоху(за что,собственно,Гавани Белерианда и пострадали)Не думаю,что они по северным фиордам исключительно под парусами ходили...
Насчет баллист,катапульт и другого метательного оснащения - имхо,могли быть,в различных вариантах,если имели место 1)крупномасштабные морские сражения;2)осады с моря укрепленных пунктов - вот второе весьма сомнительно...
И все-таки,остается непонятным тип корабля Фаразона - "многомачтовый и многовесельный".Галера-одномачтовая,ну,на край,две мачты.А много - это сколько?Многовесельный-тоже бывают разные варианты-1,2,3ряда весел...какие предположения?..

Сиорэ

 
IP записан
 
Ответ #11 - 07/13/02 :: 5:04am

Хольгер   Вне Форума
Живет здесь

Пол: male
Сообщений: 3816
*****
 
А драккары плавали через океан, хотя и весельные... Правда, корабль Ар-Фаразона на драккар явно не тянет.
 

Lutar e vencer!
IP записан
 
Ответ #12 - 07/13/02 :: 7:44pm
Сиоре Саэнни   Экс-Участник

 
Хольгер,проследи,пожалуйста,по карте маршрут драккара от Норвегии до Гренландии("через океан")и посмотри,сколько островов ака перевалочных пунктов там встретится на пути....(оххх...)
А корабль Фаразона на драккар не тянет,да,уже потому,что у драккара ВСЕГО ОДНА МАЧТА.

Сиорэ
 
IP записан
 
Ответ #13 - 07/13/02 :: 8:54pm

Экетрин   Вне Форума
Зашел поглядеть
Тверь, Rus

Пол: female
Сообщений: 40
*
 
Я наверное все-таки поддержу мысль (всех, кто ее уже высказал) о весельных судах для каботажного плавания и парусных (в крайнем случае парусно-весельных) для океанского. Парусные типа каракк (pardon, если ошибся в орфографии) и галеонов -  и парусно-весельные типа все тех же галер и галеасов. Хотя, знаешь, Сиорэ, точно утверждать не берусь, но по-моему испанцы и в Новый свет ходили на галеасах. Грузоподъемность хорошая - а они много чего обратно везли. Уточню я этот вопрос. Если ошибся - принесу pardon.
Кроме того, я не устаю писать слово "типа", потому что, мне кажется Профессор на тему определения класса кораблей вообще не напрягался. Так что типы могут быть самые фантастические - и подбирать можно только аналогию. Это в наибольшей мере относится к рассуждению о том, что такое был корабль Ар-Паразона. На мой взгляд - если попробывать подойти реально - то был это здоровущий галеас.
И при всем том, КЛИППЕР кажется что предположение слишком смелое. Куда они так спешили, эти нуменорцы? Да и для приводимых в книгах описаний такой тип врядли уместен. Да и для предположительного сопоставления времен (эпох я имел в виду)нашего и средиземского как-то рановато... Ну, если только предположить, что эльфы с Тол-Эрессеа, которые нуменорцев морскому делу учили, приносились на клипперах бело-и много-парусных... В смысле красивого образа и аллегории. Потому что в реалии у них, кажется, было что-то вроде драккаров - как я это себе представляю.

Экетрин
 
IP записан
 
Ответ #14 - 07/14/02 :: 8:07pm

Экетрин   Вне Форума
Зашел поглядеть
Тверь, Rus

Пол: female
Сообщений: 40
*
 
"Сиорэ, точно утверждать не берусь, но по-моему испанцы и в Новый свет ходили на галеасах. Грузоподъемность хорошая - а они много чего обратно везли. Уточню я этот вопрос. Если ошибся - принесу pardon.":

   Приношу "pardon". Стыд мне и срам вселенский. Я просто перепутал ГАЛЕАС с ГАЛЕОТОМ! Вот и все. Остальное - без изменения.

 
IP записан
 
Страниц: 1 2 3 4