Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход
WWW-Dosk
 
  ГлавнаяСправкаПоискВход  
 
 
Страниц: 1 2 3 
Опять немножко про Маэглина и Гондолин (Прочитано 8626 раз)
Ответ #15 - 04/12/01 :: 5:39pm

Элентир   Экс-Участник

Пол: male
****
 
1. Мы договорились, что некое пророчество о Благом Вестнике существует. Знает ли о нем Маэглин? Мог ли он догадываться, что сын Итариллэ и Туора - именно тот, о ком говорит пророчество?

"Then Hurin spoke to Turgon, saying: 'Go now, lord, while time is! For in you lives the last hope of the Eldar, and while Gondolin stands Morgoth shall still know fear in his heart.'
But Turgon answered: 'Not long now can Gondolin be hidden; and being discovered it must fall.'
Then Huor spoke and said: 'Yet if it stands but a little while, then out of your house shall come the hope of Elves and Men. This I say to you, lord, with the eyes of death: though we part here for ever, and I shall not look on your white walls again, from you and from me a new star shall arise. Farewell!'
And Maeglin, Turgon's sister-son, who stood by, heard these words, and did not forget them; but he said nothing."

"Тогда Хурин обратился к Тургону:
-Теперь, вождь, уходи, пока есть время! Потому что в твоей жизни - последняя надежда Элдар, и пока стоит Гондолин, сердцу Моргота ведом страх!
Но Тургон ответил:
- Теперь Гондолину недолго оставаться сокрытым, а когда он будет обнаружен, он падет!
Ему возразил Хуор:
И все же, если он устоит хотя бы ненадолго, тогда из твоего дома будет исходить надежда для эльфов и людей. Вот что я скажу тебе, вождь, перед лицом смерти: хотя мы расстаемся здесь навсегда, и мне больше не увидеть твоих белых стен, от тебя и от меня возгорится новая звезда. Прощай!
И Маэглин, сын сестры Тургона, слышал эти слова, и не забыл их, но ничего не сказал."

2. В каком родстве Эол с Тинголом состоял, с какого боку родня?

В UT упоминается Элмо, брат Элве и Олве, дед Келеборна. Может, через него?

3. Говорится, что о подземном ходе, который "организовала" Итариллэ, Маэглин не знал. Как случилось, что о столь важной вещи не знает не просто приближенный государя - его ближайший родич?

Почему не знал? Просто сам уже погиб до того, как им воспользовались. Может, он и Гортхауру рассказал, не зря же туда аж целого Балрога послали.
А то, что "говорится", так откуда авторы текстов, вошедших в Сильм, знали, что он знал, а что не знал? Это уже реконструкция.

Последнее изменение: Элентир - 04/12/01 на 14:39:09
 
Свободу опоздавшим на праздник, Подарки раздарили со Среды на Четверг&&Еще один вселенский отказник Из
IP записан
 
Ответ #16 - 04/13/01 :: 12:23am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Приветствую!

Итак, не столько в порядке спора, сколько в порядке развития темы…Улыбка

*** О мотивах Маэглина говорить я пока ничего не буду. Откуда было известно, что предал именно он? - пожалуй, присоединюсь пока к Элентиру: достаточно косвенных улик и пары слов, брошенных в бою. Что ему было обещано - неизвестно: источников нет, свидетельство - тоже.

Угу. А пофантазировать если? Имхо, это здесь один из самых интересных моментов.
Свидетельства – позднеизложенные – есть: это те тексты, которые мы знаем. Насколько можно доверять этим свидетельствами – вопрос другой, так как в любом случае это свидетельство было записано «из третьих рук».

*** Немного об отношении - не столь к Тургону, сколь к Гондолину. Мать рассказывала сыну о Гондолине так, как рассказывают детям сказки; так ему и запомнилось, должно быть - прекрасный, сказочный город в горах, красочный, яркий, солнечный... цветы, музыка, и вокруг - не гномы бородатые, а такие же существа, как он сам, как его мать... Потому что рассказывала она ему, наверное, обо всем, о чем начала тосковать сама, о том, чего в Эоловых лесах Ломион никогда не видел. И живет в этом городе прекрасная золотоволосая принцесса, дочь могущественного короля. Представьте себе на секунду, что он полюбил Итариллэ, никогда в жизни не видев ее, что она стала для него, в какой-то мере, олицетворением Гондолина, олицетворением Сказки.

Немножко уточню. Насчет сказочного города Гондолина – это может быть верно. А вот насчет «прекрасной золотоволосой принцессы»… мне кажется, здесь мы пытаемся экстраполировать собственное отношение к эльфам. Дело в том, что вряд ли сама Аредель вспоминала об Идриль как о ком-то необычном и сказочном – для нее это привычно. Идриль – ее родная племянница. Да и в золотых волосах Идриль для Аредель вряд ли было что-то особенно необычное – здесь уже неоднократно говорилось о том, что среди нолдор были златоволосые, и не только в Доме Финарфина. Так что я не думаю, что рассказы матери могли бы создать у Маэглина такой настрой…

*** А к Тургону как относился... Гордился, наверное, родством, о котором мать, несомненно, постоянно напоминала ему: он не только сын непонятного мрачного эльфа, якшающегося с гномами и сторонящегося собственного народа, он - внук одного из могущественных королей Нолдор.

Пожалуй. Однако в этой связи возникает и еще прелюбопытнейший вопрос: а рассказывала ли мать своему сыну о пророчестве Мандоса? Об обстоятельствах Исхода? О Резне? Ведь Аредель прошла через Хэлкараксе, и мать ее осталась во льдах…
«Маэглин больше любил мать , если Эол бывал в отлучке, подолгу сидел с ней, слушая ее рассказы о родичах, их делах в Эльдамаре (интересно, каких именно делах? -–Р.Д.), о мощи и доблести принцев дома Финголфина. Все это лелеял он в сердце, более же всего то, что слышал о Тургоне и О ТОМ, ЧТО У НЕГО НЕТ НАСЛЕДНИКА» (выделено мной – Р.Д.). Итак, Маэглин в душе уже видит себя наследником Тургона? Кудель же у нолдор не наследует.

***- Элентир совершенно справедливо указывает на то, что, с точки зрения Итариллэ, ее брак с Маэглином (Ломионом) является инцестом. Правда, сколь я помню, в «Законах и обычаях...» как недопустимые оговариваются браки между двоюродными родственниками в тех случаях, когда два брата женятся на двух сестрах, и в брак намерены вступить их дети; однако же трактуется, сколь я понимаю, данный закон более широко, воспрещая браки между двоюродными (а, возможно, и троюродными) родственниками вообще.

В «Законах и обычаях» написано немножко не так. Браки между двоюродными родственниками не были запрещены, однако «Напротив, двоюродные брат и сестра могли пожениться, но поступали или желали поступить так очень редко, и только если один из родителей каждого не приходился родней всем остальным.»

*** Что до брака Тар-Калиона и Тар-Мириэль: несмотря на то, что этот брак был заключен, он, сколь я понимаю, является дважды незаконным. Т.е., во-первых, Тар-Мириэль является двоюродной сестрой Тар-Калиона; во-вторых же, как можно судить из текста, Тар-Калион взял свою кузину в жены против ее воли. Пролагаю, как по законам Элдар, так и по законам (по крайней мере, первоначальным) Атани это недопустимо.

Знатоки текстов, ау! Лично я не думаю, чтобы у людей считалось противозаконным взять девушку в жены против ее воли. Да, и что считать в данном случае «незаконным браком»? С юридической точки зрения (существовали ли в то время в Нуменоре законы, оговаривающие гражданское право?) или с точки зрения общепринятой морали?

*** Следует ли из этого, что Ар-Фениэль достаточно любила Эола, чтобы родить от него ребенка? (То, что для Эола ребенок был желанным, думаю, сомнений не вызывает: Эолу нужен был наследник, которому можно было бы передать секреты своего мастерства.)
С другой стороны, если мы допустим возможность рождения _нелюбимого_ ребенка, то особенности характера Маэглина (Ломиона) могут стать более объяснимыми... Полагаю, нужно попросить консультации наших «канонистов».

Честно говоря, проблема мне кажется несколько надуманной. Нигде не сказано, что Аредель не_любила Эола. Нигде не сказано, что Аредель не любила собственного сына. Цитата: «Нигде не сказано, что Аредель совсем не желала этого или что жизнь в Нан-Эльмоте все годы была ей ненавистна». Собственно, тот факт, что она закрывает собой Маэглина от удара Эола, должен говорить по крайней мере о материнских чувствах. Представить же себе то, что она не хотела ребенка, но потом полюбила его постепенно – мне это кажется слишком сложным.
По поводу Эола – ну и что, что Аредель уехала от него? Во-первых, нигде не сказано, что она собиралась уехать от него навсегда. Она собралась в Гондолин навестить родных, я так думаю. Возможно, планировала вернуться. Собственно, мы уже хорошо знаем о том, что у нолдор муж и жена могли жить раздельно и иметь свои собственные интересы каждый. Нерданель разъехалась с Феанаро, Анайрэ не последовала за Нолофинве в Средиземье – вряд ли это является доказательством того, что Нерданель и Анайрэ никогда не любили своих мужей. По приезде в Гондолин при дворе Тургона Аредель заступается за Эола.
Таким образом, я все-таки предполагаю, что Аредель вышла замуж за Эола по доброй воле (если и не по горячей любви, так сказать, то во всяком случае по взаимному согласию – «Законы и обычаи» допускают это) и родила желанного ребенка. Однако здесь может возникнуть несколько другой вопрос – а именно, как Эол относился к собственному сыну. Иначе говоря: желанный_ребенок и любимый_ребенок – это не совсем тождественные понятия, во всяком случае у людей. Я не случайно заинтересовалась проблемами воспитания эльфийских детей. Собственно, первоначально вопрос возник в связи с сыновьями Феанаро – нас с Натали очень заинтересовал вопрос о том, как Феанаро относился к собственным сыновьям, любил ли он их и принимал ли участие в их воспитании. Так вот, я рискнула предположить, что Феанаро детей своих не любил в том смысле, в котором обычно употребляется это слово, а скорее испытывал по отношению к ним нечто вроде чувства обладания. Считал их своей собственностью, навроде сильмариллов. Улыбка В этом случае возможны своего рода перекосы в воспитании такого рода, как требование от своих детей взаимоисключающих качеств, например одновременно лидерства (детьми-то нужно гордиться) и полного подчинения себе, исполнительности. Отсюда и возможные дефекты характера, отсюда и последующая внутренняя неуравновешенность, и чувство собственной неудовлетворенности. Нельзя ли посмотреть на взаимоотношения Эола и Маэглина в том же ключе?

*** Однако ж: если для Ар-Фениэль существовал _запрет_ покидать лес, то, следственно, никакого аналога Пояса Мелиан с обратной пропускной способностью не было.

Не поняла мысль. Поясни.

*** Касательно Туора: посланник, глашатай Ульмо - это серьезно; тем более, не вполне человеком выглядит он, когда произносит слова послания: этого действительно достаточно, чтобы «остановить взгляд». То, что избранником оказался человек, Смертный, а не элда - не может не удивить. А дальше... Ругайтесь, как хотите: никакой впечатляюще-яркой истории любви не было.

Возможно. Собственно, думаю, что так оно и было. Правда, есть еще вопрос, что можно называть «впечатляюще-яркой любовной историей».-) Я вот думаю – а много ли мы вообще знаем среди эльфов «впечатляюще-ярких» любовных историй? Лютиэнь и Берен? Финве и Мириэль? Тингол и Мелиан? А еще? Я вот думаю, вряд ли например между теми же Келеборном и Артанис была какая-то особенно впечатляющая история. Мне вот почему-то кажется, что эльдар вообще более свойственны более спокойные, дружественные отношения – родство душ, а не внезапная ослепляющая страсть. Второе скорее будет являться исключением, нежели первое.

***  (кстати - Ломион просто обязан помнить и его отца, и Хурина, поскольку ко времени их появления в Гондолине уже давно там живет: вроде, мелочь - а факт любопытный...), он умен и красив, он воспитан эльфами... При этом: многим ли он отличился в том возрасте, когда Берен и Турин уже были прославлены: оба - своими подвигами, Турин - и своими бедами? Чем он известен? - в основном, тем, что стал посланником Ульмо. Чем заслужил сию высокую честь? - а ничем. Посмертный сын, воспитывался у Серых Эльфов, три года провел в рабстве, бежал... все. Итариллэ, положим, может быть и не до этого; зато определенно «до этого» Ломиону. Эдакая тень Турина…

Тут пожалуй ряд вопросов. Первое – насчет того, что Маэглин помнит Хурина и Хуора. Да, конечно, он должен их помнить – но что из этого? Помнит он их детьми-подростками, и не более того. О последующих подвигах Хурина он должен был слышать, - но честно говоря, не думаю, чтобы Маэглина это особенно интересовало. Турина же Маэглин явно знать не мог. Здесь скорее существенно другое – предполагаю, что и в случае с Хурином-Хуором, и в случае с Туором Маэглин мог испытывать нечто вроде зависти – от того, что Тургон «носится» и оказывает столько внимания каким-то жалким смертным – в ущерб, надо полагать, собственному племяннику. Я думаю, что в нем вообще была сильна именно эта черта – жажда первенства любой ценой. И конечно же, любой смертный не был равным Маэглину.
С другой стороны, повторюсь, Маэглин действительно любил Идриль – даже если к этому чувству примешивалась изрядная доля эгоизма и жажды обладания. В этой связи мне не совсем понятно, почему ты думаешь, что Маэглину было бы легче смириться со своей потерей, если бы Туор был прославлен своими подвигами? Ревность не разбирает. Рассказы о подвигах Берена гремели по Белерианду, но вряд ли до этого, в свою очередь, было дело Даэрону.
Разве что опять же Маэглин завидовал тому, что Туор сумел стать посланником Ульмо… но это вряд ли.

*** Единственный по-настоящему интересный вопрос, связанный с Туором: с чего ему пришло в голову плыть в Валинор, запретный для Смертных?

Не совсем понимаю. Тогда не стояла речь о запрете именно_смертным плыть в Валинор – насколько я понимаю пророчество Мандоса (мы это уже вроде бы обсуждали) на тот момент Валинора_не_мог_достичь_никто – будь то смертный или элда, - кроме Эарендила. Далее существуют два вопроса: 1) а откуда мы знаем, что Туор решил плыть именно в Валинор? 2) а почему мы думаем, что это было решение Туора, а не скажем, Идриль?
А может быть, Туор думал о том, что именно ему суждено преодолеть завесу – пользуясь благословением Ульмо? А может быть, он искал именно Ульмо (а вовсе не Валинор) в надежде, что тот поможет уберечь их сына?

*** «Я перечитал описание этого эпизода в LT и Сильме и теперь думаю, что в разработке плана предатель все же не участвовал.» (Элентир)
- Совершенно согласна: не участвовал. Север использовал полученную от Маэглина информацию; и это все.

Присоединяюсь.

*** В достаточной степени уверена, что непосредственно в Твердыню Ломиона никто не возил: Гортхауэр разобрался «на месте».

В данном случае я ориентируюсь на канонические тексты. И в «Сильме» и в «Падении Гондолина» утверждается, что Маэглин был в Ангбанде. Но это ладно… Действительно тот факт, что отсутствие Маэглина прошло, получается, незамеченным, свидетельствует о том, что он в Гондолине перестал быть «фигурой номер один». Но все же один из моих вопросов повис в воздухе – а именно что стало с сопровождением Маэглина?
Кстати же, а сколько времени должно было бы потребоваться для того, чтобы доставить Маэглина в Твердыню и обратно? (помимо собственно того времени, в течение которого с ним разбирались?) Мне кажется, что не слишком много. Так что на «заметность» отсутствия Маэглина в Гондолине это не должно было сильно повлиять. Более принципиальным мне кажется вопрос о том, а сколько времени собственно говоря Маэглина ломали? Как быстро все произошло?

*** Кроме того: о том, что Тургон запретил своим подданным участвовать в белериандских войнах, знаем мы: откуда знать об этом Северу?

Аргумент хороший, но есть некоторые возражения. Первое: как раз об этом в первую очередь должен был бы рассказать Маэглин – он ведь был в курсе политики Тургона. Дополнительное обстоятельство: разведка должна была бы донести на Север о том, что Тургон отказался помочь Хурину. Эта информация могла бы свидетельствовать о том, что Тургон не интересуется более «общебелериандскими» делами.Улыбка
С другой стороны, как раз если Маэглин рассказал о том, что Тургон запретил своим подданным участвовать в войнах – то это может быть использовано Севером как благоприятный момент для нападения: ведь на практике это означает еще и то, что замкнувшегося в своем мирке Тургона легко можно застать врасплох.Улыбка

*** Почему Маэглин в момент нападения на Гондолин остается в городе, а не присоединяется, например, к нападающим? Для чего он захватывает Идриль и ее ребенка?
«Я думаю, если бы Туор не помешал, он бы их убил и себя потом. И никаких планов на дальнейшую жизнь он не мог строить - после всего, что уже случилось, обратной дороги нет.»
- Соглашусь.

Присоединюсь с оговоркой, что скорее всего Маэглин не думал об этом до самого момента нападения на Гондолин. То, что обратной дороги нет, он понимает уже в момент, когда город горит, не раньше, и никак не сразу после своего возвращения.

На дополнительные вопросы:
по поводу двух первых - о пророчестве и о родстве с Тинголом - навскидку присоединяюсь к Эелентиру.

По поводу же подземного хода...

*** Элентир: Почему не знал? Просто сам уже погиб до того, как им воспользовались. Может, он и Гортхауру рассказал, не зря же туда аж целого Балрога послали.

Не думаю. Идриль ведь так и организовала работы по созданию этого подземного хода, чтобы о нем не узнал Маэглин, потому что не доверяла ему. Думаю, что у Идриль было достаточно своих доверенных людей, чтобы суметь сделать это втайне.
Насчет же того, что туда Балрога послали... скорее, Саурон просто перекрыл все возможные ходы-выходы из города. Собственно, известно же только об этом Балроге - а может быть на других горных тропах и другие стояли... А? Улыбка

Искренне,
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #17 - 04/14/01 :: 4:15am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
1. Мы договорились, что некое пророчество о Благом Вестнике существует. Знает ли о нем Маэглин? Мог ли он догадываться, что сын Итариллэ и Туора - именно тот, о ком говорит пророчество?
«И Маэглин, сын сестры Тургона, слышал эти слова, и не забыл их, но ничего не сказал.»
- Замечательно, то, что нужно...

2. В каком родстве Эол с Тинголом состоял, с какого боку родня?
«В UT упоминается Элмо, брат Элве и Олве, дед Келеборна. Может, через него?»
- Увы...  либо это что-то не вошедшее в генеалогические таблицы, либо - не получается. У Элмо единственный сын - Galadhon [не люблю я этот синдаринский межзубный...]; у того двое сыновей - Келеборн и Галатил; дочь Галатила - Нимлот, с Келеборном всем все известно.
Или предположить, что, как позднее у Атани, потомство женска полу просто не упоминалось? Да не может такого быть, вроде бы... Хотя, с другой стороны, младший братец тоже упоминается далеко не всегда...

3. О мотивах Маэглина говорить я пока ничего не буду.
«Угу. А пофантазировать если?»
А фантазировать и не нужно, в принципе, я их уже изложила, просто они были разбросаны по тексту. Когда твоя сказка рушится у тебя на глазах; когда Город твоих мечтаний встречает тебя смертью отца и матери; когда за семь лет ты теряешь все, чего добился за две сотни; когда женщина, _не запретная_ тебе по закону, не только отталкивает тебя, но и предпочитает тебе ничем не примечательного, _никакого_, Смертного - того, кому и завидовать-то невозможно, потому что - не из-за чего, - этого достаточно для ненависти.
Гортхауэр (продолжаю придерживаться этого варианта) ничего не обещал Маэглину. Потому что ему нечего было обещать. Он все потерял; и потерял безвозвратно. Ничего из того, что принадлежало или могло принадлежать ему, вернуть себе он не мог.

А со свидетельствами все уже сказано: они «из третьих рук».

4. «Дело в том, что вряд ли сама Аредель вспоминала об Идриль как о ком-то необычном и сказочном...»
- А дело как раз не в Ириссэ, не в ее восприятии. Маэглин вообще мало женщин видел, золотоволосых, похоже - никогда. И будет оное золото волос у него ассоциироваться с солнцем - стоит вспомнить, как описывается первая их встреча, когда все солнце, освещающее зал, кажется Маэглину, собралось в волосах Итариллэ...
Для моряка (скажем) море - дело привычное, это его обыденная работа. Но сын моряка мечтает о кораблях и дальних странах.
Кроме того, Итариллэ для Маэглина - квинтэссенция мечты, воплощение сказочного Гондолина, символ того, что прекрасно и недоступно. Он полюбил образ, им самим созданный, раньше, чем увидел живую женщину. И только не требуйте от меня цитат из первоисточника.

5. «Однако в этой связи возникает и еще прелюбопытнейший вопрос: а рассказывала ли мать своему сыну о пророчестве Мандоса? Об обстоятельствах Исхода? О Резне?»
- Откровенно - не знаю.  Если и рассказывала, учитывая ее дружбу с сыновьями Феанаро, навряд ли этот рассказ характеризовал Дом Феанаро  отрицательно. Врать не врала; но правду можно рассказать по-разному, достаточно вспомнить, как твои же знакомые относятся к Исходу Нолдор.

«Ведь Аредель прошла через Хэлкараксе, и мать ее осталась во льдах…»
Err... Мать Ириссэ вообще не последовала за супругом, а во льдах погибла жена Тургона Эленве, мать Итариллэ.

6. «Маэглин больше любил мать , если Эол бывал в отлучке, подолгу сидел с ней, слушая ее рассказы о родичах, их делах в Эльдамаре (интересно, каких именно делах? -–Р.Д.), о мощи и доблести принцев дома Финголфина. Все это лелеял он в сердце, более же всего то, что слышал о Тургоне и О ТОМ, ЧТО У НЕГО НЕТ НАСЛЕДНИКА» (выделено мной – Р.Д.). Итак, Маэглин в душе уже видит себя наследником Тургона?
- Не факт; Маэглин ни с кем об этом не говорил (нет упоминаний), не пытался (по крайней мере, впрямую) этого добиться; мы имеем дело с позднейшей реконструкцией, возможно, с попыткой обосновать  дальнейшие поступки Маэглина. С тем же успехом я могу сказать, что все, что он делал, было направлено на то, чтобы подтвердить свое достоинство, добиться того, чтобы Итариллэ смотрела на него хотя бы без неприязни.

7. «Кудель же у нолдор не наследует.»
- Не доказано. О том, чтобы «назначить» ближайшего родича мужеска полу (в данном случае, Маэглина) наследником, речи не заходит ни разу. Кстати, я, грешным делом, уже успела забыть то, что мы наговорили в свое время о порядке наследования; не напомнишь?

8. «Элентир совершенно справедливо указывает на то, что, с точки зрения Итариллэ, ее брак с Маэглином (Ломионом) является инцестом.» - «В «Законах и обычаях» написано немножко не так. Браки между двоюродными родственниками не были запрещены, однако «Напротив, двоюродные брат и сестра могли пожениться, но поступали или желали поступить так очень редко, и только если один из родителей каждого не приходился родней всем остальным.»»
- Я сказала, _с точки зрения Итариллэ_; ее взгляды по этому вопросу очевидны и ясно изложены.

9. «Знатоки текстов, ау! Лично я не думаю, чтобы у людей считалось противозаконным взять девушку в жены против ее воли. Да, и что считать в данном случае «незаконным браком»? С юридической точки зрения (существовали ли в то время в Нуменоре законы, оговаривающие гражданское право?) или с точки зрения общепринятой морали?»
- С точки зрения определенных установлений. Браки между двоюродными родственниками не одобрялись - раз. Во-вторых, в Нуменорэ кудель как раз наследует, Тар-Калион принудил к браку _королеву_: вообще беспрецедентный случай.  В-третьих же «Аккалабет» написана Верными (Верным), а Верные придерживаются законов Элдар, возможно, в том самом «расширенном» варианте, запрещающем браки между двоюродными родственниками.

10. «Следует ли из этого, что Ар-Фениэль достаточно любила Эола, чтобы родить от него ребенка? (То, что для Эола ребенок был желанным, думаю, сомнений не вызывает: Эолу нужен был наследник, которому можно было бы передать секреты своего мастерства.)» - «Честно говоря, проблема мне кажется несколько надуманной. Нигде не сказано, что Аредель не_любила Эола. Нигде не сказано, что Аредель не любила собственного сына.»
- Это было достаточно «левым» предположением, не более того. Я бы сказала даже, что из текста очевидно: любовь между Эолом и Ириссэ действительно была. Очевидно также, что со временем вынужденно замкнутая жизнь стала Ириссэ тяготить; предполагаю, что Маэглин в этом был солидарен с матерью - уже потому, что отец в очень большой степени относился  сыну как к своей собственности (подтвердить это текстом несложно). То, что Маэглин не возмущался открыто, обусловленно как его характером, так и характером его отца; полагаю, к отцу он был привязан, но при этом боялся его - в частности, боялся возражать ему открыто; Эол же был в достаточной мере деспотичен в семейных отношениях. Тайное бегство Ириссэ и Маэглина - достаточное тому свидетельство.

«По поводу Эола – ну и что, что Аредель уехала от него? Во-первых, нигде не сказано, что она собиралась уехать от него навсегда. Она собралась в Гондолин навестить родных, я так думаю. Возможно, планировала вернуться.»
- Не думаю. Эол не простил бы столь открытого неповиновения. Кроме того, нигде не сказано, что Ириссэ думала или говорила о возвращении; пребывание в лесах Нан Элмот тяготило ее, как прежде тяготила несвобода в пределах Гондолина
«По приезде в Гондолин при дворе Тургона Аредель заступается за Эола.»
- Да, но ни слова не говорит о возвращении, ни даже о возможности возвращения - своего или сына.

11. «Первое – насчет того, что Маэглин помнит Хурина и Хуора. Да, конечно, он должен их помнить – но что из этого?»
-  А я и не говорила, что из этого что-то должно следовать. Я просто отметила этот факт.

«Турина же Маэглин явно знать не мог.»
- Я об этом и не говорила.

«Здесь скорее существенно другое – предполагаю, что и в случае с Хурином-Хуором, и в случае с Туором Маэглин мог испытывать нечто вроде зависти – от того, что Тургон «носится» и оказывает столько внимания каким-то жалким смертным – в ущерб, надо полагать, собственному племяннику.»
- Не думаю, что в ущерб. То, что Тургон оказывает  внимание людям, могло удивлять - но не вынывать зависть. Завидовать можно тому, кто лучше и достойнее. Завидовать мальчишкам?.. Смертным?.. Ай, бросьте.  И с Туором то же самое - в том смысле, что Маэглин не зависть испытывал к нему, но чувство гораздо более тяжелое. У него был повод ненавидеть Туора, и повод серьезный: Туору дается даром то, чего Маэглин добивался столетиями, Туор получает и то, чего Маэглину не добиться было никогда. Нет, это существенно, что Туор - никто, что Туор - Смертный: выбери Итариллэ другого, выбери она одного из принцев Элдар, воина, мастера - да, можно было ы завидовать, но это было бы понятно. Тяжело именно то, что она выбирает того, кто, с точки зрения Маэглина, не наделен никакими достоинствами; я понятно излагаю?

«В этой связи мне не совсем понятно, почему ты думаешь, что Маэглину было бы легче смириться со своей потерей, если бы Туор был прославлен своими подвигами? Ревность не разбирает.»
- Вот именно потому. Опять же, переведем ситуацию в другую плоскость: умный, талантливый парень, золотые руки, высшее образование, любит девушку, что называется, своего круга - а она предпочитает ему не кого-то из его приятелей, таких же образованных и одаренных, а пэтэушника, заурядного, не особо умного, мало знающего - того, кого рядом с собой парень поставить не способен. Не завидовать он будет, это по-другому будет называться, и будет  ситуация вызывать тягостное недоумение: почему?  Что она в нем нашла? Его-то за что?.. А уж как может изменгиться после этого отношение к девушке и ее семье...

«Разве что опять же Маэглин завидовал тому, что Туор сумел стать посланником Ульмо… но это вряд ли.»
- Точно так же: не завидовал - недоумевал. Оно, конечно, неисповедимы пути Валар, но почему они не выбрали более достойное орудие?

12. «Тогда не стояла речь о запрете именно_смертным плыть в Валинор...»
- «Может ли смертный Человек ступить при  жизни на землю, не знающую смерти, и остаться жить?»

«Далее существуют два вопроса: 1) а откуда мы знаем, что Туор решил плыть именно в Валинор? 2) а почему мы думаем, что это было решение Туора, а не скажем, Идриль?»
- «В те дни Туор почувствовал приближение старости, и стаемление к просторам Моря становилось все сильнее в его сердце. Тогда построил он великий корабль, и нарек его Эаррамэ, что значит «Крыло Моря»; и с Идрил Келебриндал отправился он в плаванье к закату, на Запад, и более не говорят о нем ни сказания, ни песни. Но после пели о том, что Туор единственный из смертных Людей причислен был к старшему народу, и соединился с Нолдор, которых любил; и судьба его отделена от судьбы Людей».

«А может быть, Туор думал о том, что именно ему суждено преодолеть завесу – пользуясь благословением Ульмо? А может быть, он искал именно Ульмо (а вовсе не Валинор) в надежде, что тот поможет уберечь их сына?»
- Сын уже взрослый; бросить его одного ради зыбкой надежды отыскать ему покровителя?.. А если Туор знал, что Эарендил и есть «надежда для эльфов и людей» и «новая звезда» (по идее, должен был знать), то он не мог предполагать, что избран добраться до Валинора: не он - «надежда миру».

13 «Но все же один из моих вопросов повис в воздухе – а именно что стало с сопровождением Маэглина?»
- А то, что он по временам отправлялся в горы с небольшим отрядом, еще не свидетельствует о том, что не мог пойти туда один. Более того, по состоянию Маэглина на тот момент, он скорее именно и искал одиночества, и всякое общество (будь то даже общество ближних и доверенных) тяготило его. Предположи, что в тот раз он был один - вопрос отпадет сам по себе.

«Кстати же, а сколько времени должно было бы потребоваться для того, чтобы доставить Маэглина в Твердыню и обратно? (помимо собственно того времени, в течение которого с ним разбирались?) Мне кажется, что не слишком много.»
- Через Анфауглит по прямой, от Дортонионских гор до Эред Энгрин, как мне помнится, две сотни миль. В один конец. Плюс дорога по горам, плюс пребывание там...

«Более принципиальным мне кажется вопрос о том, а сколько времени собственно говоря Маэглина ломали? Как быстро все произошло?»
- Там все было несколько по-другому, но об этом я подожду говорить.

14. «Первое: как раз об этом в первую очередь должен был бы рассказать Маэглин – он ведь был в курсе политики Тургона.»
- Ну и что? От этого Гондолин перестает быть последним крупным оплотом Нолдор? 

«Дополнительное обстоятельство: разведка должна была бы донести на Север о том, что Тургон отказался помочь Хурину. Эта информация могла бы свидетельствовать о том, что Тургон не интересуется более «общебелериандскими» делами.»
- Эта информация свидетельствует только о том, что Тургон между жизнью одого человека и безопасностью королевства делает выбор в пользу безопасности. Может, и не слишком благородно, зато совершенно разумно. Решение короля.

15.  По поводу подземного хода...
«Идриль ведь так и организовала работы по созданию этого подземного хода, чтобы о нем не узнал Маэглин, потому что не доверяла ему. Думаю, что у Идриль было достаточно своих доверенных людей, чтобы суметь сделать это втайне.»
- Слишком глобальный масштаб работ.

«...скорее, Саурон просто перекрыл все возможные ходы-выходы из города.»
- Скорее, так.
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #18 - 04/16/01 :: 2:31pm

Элентир   Экс-Участник

Пол: male
****
 
Ну вот, все вопросы в целом разобрали.
Надеюсь, моя скромная помощь тоже сыграла свою роль.
Но в порядке постскриптума возникло несколько мыслей:

1. О происхождении Эола.
Насчет родства с Тинголом - не запутались ли мы в понятиях? Не означает ли в данном случае "Of old he was of the kin of Thingol" всего-навсего принадлежность к Дому Тингола, вассалитет (см. обсуждение в нити "Родовые связи и вассалитет у эльфов")? Это объясняет и прошедшее время, и то, что за позволение жить в Нан-Элмоте Эол дает Тинголу меч Англахел.

Кстати, в LT сказано: "говорили, что у Меглина орочья кровь, хотя я не знаю, как так могло быть"
Но это я уже, разумеется, не в качестве версии, а в порядке прикола Улыбка
Хотя, если развить... Улыбка Улыбка
Кстати, по LT Меглин знал о потайном ходе - землекопы, призванные Идриль, разболтали землекопам меглинова клана Крота.

2. Про отплытие Туора в Море.
Действительно, может он и не в Валинор плыл, а просто в Море, без особой цели. Ведь сказано как: "In those days Tuor felt old age creep upon him, and ever a longing for the deeps of the Sea grew stronger in his heart".
И еще:"he (Эарендил)sought to sail thereon, seeking after Tuor and Idril who returned not".
То есть, в Гаванях думали, что они должны были вернуться?
Возможно, для Туора не прошла даром "одержимость" (по меткому выражению Талиорне) Ульмо? И земля перестала радовать его под старость?
Впрочем, имхо поведение Туора в Арверниене не очень влияет на дискуссию о Падении Гондолна...
 
Свободу опоздавшим на праздник, Подарки раздарили со Среды на Четверг&&Еще один вселенский отказник Из
IP записан
 
Ответ #19 - 04/18/01 :: 10:24am

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Приветствую!
Извиняюсь за задержку ответа.

***А фантазировать и не нужно, в принципе, я их уже изложила, просто они были разбросаны по тексту. Когда твоя сказка рушится у тебя на глазах; когда Город твоих мечтаний встречает тебя смертью отца и матери; когда за семь лет ты теряешь все, чего добился за две сотни; когда женщина, _не запретная_ тебе по закону, не только отталкивает тебя, но и предпочитает тебе ничем не примечательного, _никакого_, Смертного - того, кому и завидовать-то невозможно, потому что - не из-за чего, - этого достаточно для ненависти.
Гортхауэр (продолжаю придерживаться этого варианта) ничего не обещал Маэглину. Потому что ему нечего было обещать. Он все потерял; и потерял безвозвратно. Ничего из того, что принадлежало или могло принадлежать ему, вернуть себе он не мог.

Насчет мотивом Маэглина в принципе в основном согласна. А вот касательно того, что ему ничего не обещали… ну не верится мне в это все же. По единственной причине: мне кажется малоправдоподобным, чтобы в этом случае Маэглин мог спокойно ждать целый год ("так и жил он в чертогах короля, с улыбкой на лице и злобой в сердце") - если бы ему УЖЕ нечего было бы терять, скорее всего он бы убил себя сразу же по возвращении в город. (Помнишь "Сотникова" и фильм "Восхождение"? Самоубийство Рыбака?). А так - он ждет нападения на город. Значит, какая-то пусть призрачная иллюзия у него была. Мне так кажется.

*** 5. «Однако в этой связи возникает и еще прелюбопытнейший вопрос: а рассказывала ли мать своему сыну о пророчестве Мандоса? Об обстоятельствах Исхода? О Резне?»
- Откровенно - не знаю. Если и рассказывала, учитывая ее дружбу с сыновьями Феанаро, навряд ли этот рассказ характеризовал Дом Феанаро отрицательно. Врать не врала; но правду можно рассказать по-разному, достаточно вспомнить, как твои же знакомые относятся к Исходу Нолдор.

Собственно, о Резне должен был бы рассказать Маэглину отец - в виде тех слухов, которые дошли до него ("Все эти земли - земли тэлери, и я не стану якшаться с убийцами нашей родни, предателями и захватчиками"). Так что вряд ли мать могла бы сильно смягчить впечатление от этих рассказов. А что ты имеешь в виду, говоря о разном отношении к исходу нолдор? Еще более интересно, говорилось ли что-либо Маэглину о пророчестве Мандоса? Знал ли он, ощущал ли он сам себя принадлежащим к "проклятому роду"?

***«Ведь Аредель прошла через Хэлкараксе, и мать ее осталась во льдах…»
Err... Мать Ириссэ вообще не последовала за супругом, а во льдах погибла жена Тургона Эленве, мать Итариллэ.

Ой, сорри… Думаешь одно, а пишешь другое. Вот что значит - с работы.Печаль Печаль

*** 6. «Маэглин больше любил мать , если Эол бывал в отлучке, подолгу сидел с ней, слушая ее рассказы о родичах, их делах в Эльдамаре (интересно, каких именно делах? -–Р.Д.), о мощи и доблести принцев дома Финголфина. Все это лелеял он в сердце, более же всего то, что слышал о Тургоне и О ТОМ, ЧТО У НЕГО НЕТ НАСЛЕДНИКА» (выделено мной – Р.Д.). Итак, Маэглин в душе уже видит себя наследником Тургона?
- Не факт; Маэглин ни с кем об этом не говорил (нет упоминаний), не пытался (по крайней мере, впрямую) этого добиться; мы имеем дело с позднейшей реконструкцией, возможно, с попыткой обосновать дальнейшие поступки Маэглина. С тем же успехом я могу сказать, что все, что он делал, было направлено на то, чтобы подтвердить свое достоинство, добиться того, чтобы Итариллэ смотрела на него хотя бы без неприязни.

Иначе говоря, ты все-таки думаешь, что сама по себе власть и влияние не интересовали Маэглина - что все его попытки выдвинуться в Гондолине - только ради Идриль? Возможно, но мне все же кажется, что он был достаточно самолюбив и без этого.

*** 7. «Кудель же у нолдор не наследует.»
- Не доказано. О том, чтобы «назначить» ближайшего родича мужеска полу (в данном случае, Маэглина) наследником, речи не заходит ни разу. Кстати, я, грешным делом, уже успела забыть то, что мы наговорили в свое время о порядке наследования; не напомнишь?

Я помню только то, что Айренар доказывал то, что у нолдор кудель не наследует - хотя это и было выражено на уровне имхо, без цитат. Сохранились ли у Ящера архивы старой доски? Я этот тред не копировала и уже успела потерять закладку на ту доску.
Относительно же того, чтобы назначать Маэглина наследником… Мне вообще кажется, что о порядке наследования у нолдор речь не шла, так сказать, заранее, - то есть до момента гибели или отречения короля. Жив Тургон - ну и не встает вопрос о наследовании. А погиб бы - неизвестно как бы дело повернулось. Вполне возможно, что Тургону вообще наследует не Маэглин и не Идриль, а Эрейнион? (в данном случае речь идет о наследовании короны Гондолина, а не о наследовании короны Верховного короля нолдор, но раз Эрейнион наследует верховную корону…)

***любовь между Эолом и Ириссэ действительно была. Очевидно также, что со временем вынужденно замкнутая жизнь стала Ириссэ тяготить; предполагаю, что Маэглин в этом был солидарен с матерью - уже потому, что отец в очень большой степени относился сыну как к своей собственности (подтвердить это текстом несложно). То, что Маэглин не возмущался открыто, обусловленно как его характером, так и характером его отца; полагаю, к отцу он был привязан, но при этом боялся его - в частности, боялся возражать ему открыто; Эол же был в достаточной мере деспотичен в семейных отношениях. Тайное бегство Ириссэ и Маэглина - достаточное тому свидетельство.

Согласна.Улыбка

***  «Здесь скорее существенно другое – предполагаю, что и в случае с Хурином-Хуором, и в случае с Туором Маэглин мог испытывать нечто вроде зависти – от того, что Тургон «носится» и оказывает столько внимания каким-то жалким смертным – в ущерб, надо полагать, собственному племяннику.»
- Не думаю, что в ущерб. То, что Тургон оказывает внимание людям, могло удивлять - но не вынывать зависть. Завидовать можно тому, кто лучше и достойнее. Завидовать мальчишкам?.. Смертным?.. Ай, бросьте.

Собственно, это текст: "Однако Маэглин, сын сестры короля, обладавший немалой властью в Гондолине, вовсе не печалился их уходу: он завидов тому, что король к ним расположен, ибо не терпел людей, какого бы происхождения они ни были".

*** И с Туором то же самое - в том смысле, что Маэглин не зависть испытывал к нему, но чувство гораздо более тяжелое. У него был повод ненавидеть Туора, и повод серьезный: Туору дается даром то, чего Маэглин добивался столетиями, Туор получает и то, чего Маэглину не добиться было никогда. Нет, это существенно, что Туор - никто, что Туор - Смертный: выбери Итариллэ другого, выбери она одного из принцев Элдар, воина, мастера - да, можно было ы завидовать, но это было бы понятно. Тяжело именно то, что она выбирает того, кто, с точки зрения Маэглина, не наделен никакими достоинствами; я понятно излагаю?

Да, мысль понятна, и аналогии с "пэтэушником" понятны. Но я тоже несколько поясню свою мысль. Собственно, когда я на IRC говорила, что не являюсь поклонницей Туора - то это не потому, что Туор сам по себе плох. Я нисколько не сомневаюсь в том, что сам Туор был, наверное, очень хорошим человеком - добрым, честным, умным, смелым. Собственно, не его вина, что он ничем особенным кроме этого не выделился. А разве мало мы знаем случаев в современной жизни, когда яркие женщины предпочитают не таких же ярких мужчик - а просто хороших, но ничем особенно не примечательных?

*** 12. «Тогда не стояла речь о запрете именно_смертным плыть в Валинор...»
- «Может ли смертный Человек ступить при жизни на землю, не знающую смерти, и остаться жить?»

Однако же и никто из эльдар не доплыл в Валинор прежде Эарендила.

*** «Далее существуют два вопроса: 1) а откуда мы знаем, что Туор решил плыть именно в Валинор? 2) а почему мы думаем, что это было решение Туора, а не скажем, Идриль?»
- «В те дни Туор почувствовал приближение старости, и стаемление к просторам Моря становилось все сильнее в его сердце. Тогда построил он великий корабль, и нарек его Эаррамэ, что значит «Крыло Моря»; и с Идрил Келебриндал отправился он в плаванье к закату, на Запад, и более не говорят о нем ни сказания, ни песни. Но после пели о том, что Туор единственный из смертных Людей причислен был к старшему народу, и соединился с Нолдор, которых любил; и судьба его отделена от судьбы Людей».

Присоединяюсь к Элентиру - здесь не сказано, что Туор плыл менно_в Валинор. К закату, на Запад - мало ли куда? А то, что песни пели - так это ни о чем не говорит, могли просто рассказывать легенды.
Собственно, ничего лучшего кроме того, что Туор просто тосковал по морю и искал Ульмо, мне не приходит в голову.

*** «А может быть, Туор думал о том, что именно ему суждено преодолеть завесу – пользуясь благословением Ульмо? А может быть, он искал именно Ульмо (а вовсе не Валинор) в надежде, что тот поможет уберечь их сына?»
- Сын уже взрослый; бросить его одного ради зыбкой надежды отыскать ему покровителя?.. А если Туор знал, что Эарендил и есть «надежда для эльфов и людей» и «новая звезда» (по идее, должен был знать), то он не мог предполагать, что избран добраться до Валинора: не он - «надежда миру».

Я еще раз повторяю свою мысль: сам по себе факт пророчества о благом вестнике, даже в той форме, что "надежда" явится из рода Тургона, вовсе не означает того, что этим вестником должен был стать обязательно Эарендил. Им мог бы стать любой: как сам Туор, так и Эарендил, и более далекие потомки, в принципе. Туор не мог этого знать. Теоретически мысль такая - что он сам может доплыть до Валинора - могла у него возникнуть. Кстати, в той форме, в которой приводит цитату Элентир (слова Хуора), вообще не идет речь о том, что кто-то должен плыть в Валинор. "Надежда для людей и эльфов" - ну мало ли в чем она состоит?

*** - А то, что он по временам отправлялся в горы с небольшим отрядом, еще не свидетельствует о том, что не мог пойти туда один. Более того, по состоянию Маэглина на тот момент, он скорее именно и искал одиночества, и всякое общество (будь то даже общество ближних и доверенных) тяготило его. Предположи, что в тот раз он был один - вопрос отпадет сам по себе.

Ммм…Не очень правдоподобно. Ведь он обычно выходил в горы для проведения каких-то работ, а не просто для того, чтобы подышать свежим воздухом.Улыбка
Однако на данный момент ничего лучшего мне в голову не приходит.

*** «Более принципиальным мне кажется вопрос о том, а сколько времени собственно говоря Маэглина ломали? Как быстро все произошло?»
- Там все было несколько по-другому, но об этом я подожду говорить.

А теперь? Хочу! Улыбка Улыбка

*** 14. «Первое: как раз об этом в первую очередь должен был бы рассказать Маэглин – он ведь был в курсе политики Тургона.»
- Ну и что? От этого Гондолин перестает быть последним крупным оплотом Нолдор?

Нет. Это было исключительно в развитие мысли о том, что Север должен был бы знать о политике Тургона - невмешательстве в Белериандские дела. Таким образом, оплот-то он оплот, но - пассивный оплот (на тот момент, во всяком случае). А это - повторюсь - может быть расценено Севером двояко: либо как то, что Гондолин на данный момент для них угрозы не представляет; либо как то, что это благоприятный момент для нападения - можно застать Тургона врасплох. Видимо, второй аргумент перевешивал.Улыбка

Элентиру:

*** Впрочем, имхо поведение Туора в Арверниене не очень влияет на дискуссию о Падении Гондолна...
Оно не влияет, конечно. Но интересно само по себе. У нас такие побочные ответвления от основного сюжета не раз бывали.Улыбка

Искренне,
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #20 - 04/19/01 :: 9:08pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Я нашла на старой доске запись обсуждения о порядке наследования у эльдар. Привожу тред полностью.Улыбка

Элхэ: Вопрос знатокам законов Элдар:
Почему все-таки Верховным Королем эльфов становится Гил-галад, а не Элронд?

Айренар: Я не особый знаток, но:
Королем потому становится Гил-галад, что негоже лилиям прясть Улыбка У эльфов не бывает правящей королевы. Мы патриархальны Улыбка

В любом случае - считаете ли вы Гил-галада сыном Фингона или сыном/внуком Ородрета или Ангрода, он наследник по мужской линии. А родство Элронда с королевским домом нолдор - по женской. И с королевским домом синдар - тоже Улыбка Первое - через Идриль, второе - через Эльвинг.

Дуглас: Есть такая версия:
Наследование у эльфов было не майоратным, а лествичным.
То есть, королю наследовал его младший брат, если таковой был; иначе - старший сын старшего из братьев этого короля.
Тогда выходит так:
Финвэ наследует Феанор (т.к. у Финвэ нет братьев);
Феанору - его брат Финголфин,
дальше королевская власть переходит к роду Финголфина (вместо рода Финвэ),
Финголфину наследует Фингон,
Фингону - его брат Тургон,
Тургону - сын Фингона Гил-галад.

Доказательств этому нет, но есть косвенное подтверждение - Маэдрос говорил Финголфину так: "If there lay no grievance between us, lord, still the kingship would rightly come to you, the eldest here of the house of Finwe" ("Если бы никакие горести не легли между нами, все равно ты был бы королем по праву, как старший из дома Финвэ").

Айренар: Именно лествичное наследование. Да еще и строго по мжской линии

Элхэ: Тут такая вещь:
Суть проблемы, более полно:
1. Если "негоже лилиям прясть", то Тинголу должен наследовать не Диор, а Келеборн, как внук его брата, причем строго по мужской линии. Или же законы наследования различались у Нолдор и Синдар.
2. Гил-галад - сын Ородрета, внук Ангрода: таково последнее слова Профессора на эту тему (это к тому, что - _не я_ считаю).
3. Я помню, что написано в "Сильм...": и когда до Балар дошла весть о падении Гондолина, Гил-галад, сын Фингона, был назван Верховным Королем и наследником Тургона. Но по позднейшим версиям текстов, Гил-галад _не является_ сыном Фингона, т.е., власть не может перейти к нему как к старшему мужчине в роду Финголфина. Опять же, вроде бы, присутствует косвенное указание на то, что Гил-галад был провозглашен Верховным Королем _после того, как стало известо о падении Гондолина_, т.е., когда не было известно, спасся ли кто-либо, можно было предположить, что единственный наследник Тургона мужеска пола погиб, причем предположить с большой долей вероятности...
(вздыхая) Как просто все было с Гил-галадом, сыном Фингона...

Айренар: Re:
** 1. Если "негоже лилиям прясть", то Тинголу должен наследовать не Диор, а Келеборн, как внук его
брата, причем строго по мужской линии. Или же законы наследования различались у Нолдор и Синдар.

Различались, судя по всему. У синдар, похоже, к моменту гибели Тингола вообще никак вопрос о передаче королевской власти по наследству не стоял.

** 2. Гил-галад - сын Ородрета, внук Ангрода: таково последнее слова Профессора на эту тему (это к тому, что - _не я_ считаю).

Однако ни в один текст повествовательный это изменение не внесено. Поэтому если исходить из принципа максимальной непротиворечивости модели (как это называет Эленхильд), то надо и на тексты смотреть. А по всем текстам, кроме последнего варианта Айнулиндалэ (из 10 тома), Арда плоская вплоть до Аталантэ. Это Ниэрнассе и Эленхильд недавно доказали по текстам Улыбка так и тут - надо посмотреть, что есть в текстах.

3. Я помню, что написано в "Сильм...": и когда до Балар дошла весть о падении Гондолина, Гил-галад,
сын Фингона, был назван Верховным Королем и наследником Тургона. Но по позднейшим версиям
текстов, Гил-галад _не является_ сыном Фингона, т.е., власть не может перейти к нему как к старшему
мужчине в роду Финголфина. Опять же, вроде бы, присутствует косвенное указание на то, что Гил-галад
был провозглашен Верховным Королем _после того, как стало известо о падении Гондолина_, т.е., когда
не было известно, спасся ли кто-либо, можно было предположить, что единственный наследник Тургона
мужеска пола погиб, причем предположить с большой долей вероятности...
(вздыхая) Как просто все было с Гил-галадом, сыном Фингона...

Так и тут не сложнее. По мужской линии Гил-галад что так, что так - единственный наследник Тургона по лествице. парадокс в том, что сын Идрили - не наследник Тургона как Верховного Короля. Вот как король Гондолина - да. А так...
По лествице вниз от Финголфина к моменту падения Гондолина остается только Гил-галад. Феаноринги вообще вне лествицы - они Dispossessed.
А то, что Гил-галад стал Верховным королем только после гибели Тургона, прямо написано в "Сильмариллионе", в конце главы "О Туоре и падении Гондолина".



Искренне,
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #21 - 04/29/01 :: 6:50am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
Сильно нужна, не игнорируйте просьбу, пожалуйста.
Какова была численность населения Гондолина и численность армии?
 

My armor is contempt.
IP записан
 
Ответ #22 - 04/29/01 :: 12:21pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
В "Сильме" говорится о том, что Тургон вывел на битву Нирнаэд Арноэдиад десять тысяч воинов.
Была ли это вся армия Гондолина? Можно предположить, что бОльшая часть - возможно, дома остались только "пограничные войска", что ли.
Какой процент составляла эта армия от общей численности населения Гондолина?
Предположим, что женщин и мужчин было в Гондолине примерно поровну (как уже где-то тут обсуждалось, мужчины-нолдор часто женились на женщинах из синдар, возможно были и обратные примеры). Можно предположить, что все-таки в основном женщины у эльдар не участвовали в военных действиях (разве что в нужде, обороняя свои собственные дома). Дети на тот момент в Гондолине если и были, то единицы - как известно, в дни войн и бедствий эльфы практически не рожают детей. Воином у эльдар на тот момент, я думаю, считался практически любой мужчина (какое-то количество опять же должно было оставаться дома, чтобы управлять городом и охранять границы)
Таким образом, можно предположить, что армия, которую вывел Тургон, составляла… ну, примерно одну треть (или чуть меньше половины) от общей численности населения Гондолина.
То есть можно экспертно оценить общую численность населения в 25 - максимум 30 тысяч эльфов. Из них нолдор - примерно половина.

Думаю, что наши текстологи найдут более точные указания.Улыбка (а я так, на глазок).
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #23 - 05/03/01 :: 4:55pm

Элентир   Экс-Участник

Пол: male
****
 
Сабрина, не может армия составлять 70% мужского населения. Не может. Ни у диких народов, все силы бросающих на войну (вроде чечен нонешних), ни у орков даже. Даже в кочевых ордах.
А Гондолин милитаризованным обществом не был.

Конечно, в 510 году каждый мужчина (да и многие из женщин) могли оказывать сопротивление. Но Нирнаэт для Тургона, что бы он в топях Серех Хурину не говорил, - не битва последней надежды. Туда шли воины по призванию, никак не более 50% боеспособного мужского населения. К тому же, большинство населения города составляли не слишком воинственные Синдар (за Тургоном ушла "треть войска нолдор, следовавших за Финголфином, и еще большее число Синдар").
А дети там вполне могли быть, смена поколений шла: почти 400 лет без войны.
Короче говоря, моя оценка населения Гондолина - 50-60 тысяч.

Встречный вопрос (скорее общий, чем в эту тему): какие, кроме пресловутых 10000, есть данные о численности нолдор и прочих. В частности, примерный размер отрядов Феанора и Финголфина в годы Исхода, или хотя бы их соотношение?

И напоследок: стоит ли безоговорочно верить числу 10000, или это может быть просто "много" по контексту. Я имею в виду такие понятия, как "тьма" или "мириада" которым это число у древних народов часто соответствовало.
 
Свободу опоздавшим на праздник, Подарки раздарили со Среды на Четверг&&Еще один вселенский отказник Из
IP записан
 
Ответ #24 - 05/03/01 :: 7:40pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 

Цитата:
Сабрина, не может армия составлять 70% мужского населения. Не может. Ни у диких народов, все силы бросающих на войну (вроде чечен нонешних), ни у орков даже. Даже в кочевых ордах.
А Гондолин милитаризованным обществом не был.


Вот что я нашла сегодня в материалах  дискуссионного листа "Арда":

"Однако, человек, знакомый с ранней эльфийской историей заметит, что эльфийский народ - это не просто народ, а народ-войско. Оружием владеют
все. (И не только мужчины). И при острой необходимости эльфы могли выставить войско, равное по численности мужскому населению государства (за исключением, разумеется, младенцев). Стариков же у эльфов не было.
       Рассчеты проведенные историками (правда, увы, на людском материале) показали что народ-войско может выставить до 20% от общей численности населения. Рассчет, насколько мне известно, проводился на материале германцев - раннего средневековья или поздней античности. У эльфов же  этот процент еще выше, ибо, повторю, стариков не было.
       Учтя это процент, мы можем предположить, что Тургон (подобно Эорлу много позже) в критический момент Нирнаэф Арноэдиад бросил на чашу весов все свои силы, оставив лишь несколько сотен для охраны города. Путем несложного
подсчета, мы увидим, что население Гондолина составляло порядка 50 тысяч."

Так что, возможно, что цифра 50 тыс. - ближе к делу (во всяком случае в этом письме именно она фигурирует)
Хотя мне все равно непонятно, следуя точно логике этого письма, как согласовать 10 тысяч воинов, участвующих в Нирнаэд, несколько сотен, оставленных для охраны города, и 50 тысяч населения Гондолина. Кто составлял оставшиеся 39-40 тысяч жителей? Или в Гондолине было женщин в три раза больше, чем мужчин? Улыбка

Цитата:
А дети там вполне могли быть, смена поколений шла: почти 400 лет без войны.


Не получается. Смена поколений действительно могла идти в мирное время, до Дагор Браголлах. С момента же Дагор Браголлах до падения Гондолина проходит больше 40 лет - за это время все дети уже должны стать взрослыми (у эльфов зрелость наступает вроде бы примерно в возрасте 50 лет, согласно "Законам и обычаям"). Новые же дети если и рождались, то, повторюсь, единицы. И погоды в численности населения на описываемый момент явно не делали.

Цитата:
Встречный вопрос (скорее общий, чем в эту тему): какие, кроме пресловутых 10000, есть данные о численности нолдор и прочих. В частности, примерный размер отрядов Феанора и Финголфина в годы Исхода, или хотя бы их соотношение?


Перенесусь в новый тред.Улыбка

А насчет того, можно ли верить цифре в десять тысяч - других-то данных все равно нет... Печаль

Искренне,
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #25 - 05/03/01 :: 8:47pm

Элентир   Экс-Участник

Пол: male
****
 
Сначала арифметика 50 тысяч:
25 - женщины,
5 - дети,
10 - мужчины, оставшиеся в городе,
10 - войско.
То есть, до 50% мужчин, как я и писал.

Потом, о тотальной мобилизации. Не было ее. Тургон не стал бы рисковать всем, что доказывает и поведение в Топях Серех (вряд ли одно пророчество Хуора его переубедило), и ответ Туору-посланцу Ульмо, и описанный в LT Совет, когда вожди кланов просили бросить город, но Маэглин сыграл на любви короля к скопленным богатствам.
И потом, в тотальную мобилизацию Синдар, при всем к ним уважении, как то не верится. Это Нолдор - народ-войско.

Сравнение с Эорлом имхо некорректно. Там было переселение, откочевка на новые земли (видать, не от хорошей жизни на Севере - орки, драконы, растущая Тень в Лихолесье).
А Дагор Браголлах какое отношение к Гондолину имела?
 
Свободу опоздавшим на праздник, Подарки раздарили со Среды на Четверг&&Еще один вселенский отказник Из
IP записан
 
Ответ #26 - 05/04/01 :: 6:19pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
Цитата:
А Дагор Браголлах какое отношение к Гондолину имела?


Да  все то же - эльдар не рожают детей в годы войн и бедствий. Конечно, Гондолин непосредственного участия в Дагор Браголлах не принимал - но я все же думаю, что горе и скорбь по погибшим родным, близким, сородичам не могло бы оставить жителей Гондолина равнодушными.
И поединок Финголфина, после которого сын Финголфина Тургон становится Верховным королем нолдор...
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #27 - 05/04/01 :: 9:12pm

Дуглас   Экс-Участник

Пол: male
***
 
Цитата:
И поединок Финголфина, после которого сын Финголфина Тургон становится Верховным королем нолдор...


Не Тургон, а Фингон. Тургон стал королем после смерти Фингона в Нирнаэт Арноэдиад.
 
IP записан
 
Ответ #28 - 05/04/01 :: 10:32pm

Sabrina   Экс-Участник

Пол: female
*****
 
*** Не Тургон, а Фингон. Тургон стал королем после смерти Фингона в Нирнаэт Арноэдиад.

Да, конечно. Это у меня типичное торможение, когда я на работе сижу.Печаль
 
С наилучшими пожеланиями,&&Raisa
IP записан
 
Ответ #29 - 07/22/01 :: 4:17am

Элхэ Ниэннах   Вне Форума
сантехник
Москва

Пол: female
Сообщений: 27717
*
 
Под финал.
(Сразу скажу: все нижеследующее - IMHO и реконструкция; возможно, что-то и можно подтвердить цитатами или извлечь из текста, но мне это, в общем, уже безразлично).

Так вот: работы в горах можно проводить и в одиночку, да и, как уже говорилось, отлучки Маэглина, будь то в сопровождении гондолинцев из Клана Крота или без оного, никого не интересовали. Рудные жилы и новые месторождения с тем же успехом можно искать и одному. Так что - мог попасться и один, почему нет?
Я полагаю, что вся история Маэглина была записана уже изрядно после его гибели, так что на описание его мотивации влияет _уже совершенное_ предательство.  До появления Тургона, думаю, в Гондолине к нему относились достаточно неплохо и ровно -честное слово, он вполне этого заслуживал; заслуживал и большего. Не любила его только Идрил - а ведь рассказ о падении Гондолина должен был быть записан, в частности, и с ее слов. Из чего, собственно, следует только одно: то, что Маэглин жаждал богатства и власти, может оказаться _приписанным ему впоследствии_ мотивом. Как я уже и говорила, судя по всему, он был достаточно замкнут по складу характера - эдакий интроверт - и навряд ли рассказывал кому-либо о своих чувствах и мотивах тех или иных поступков.
Ничем не подтверждается в текстах, но: а) тексты явно создавались post factum; б) узнать об этом было неоткуда и не от кого: Маэглин мог и сам все рассказать. И не только о том, когда и как можно напасть на Гондолин - но это второй вопрос: могло быть, могло не быть. Бросить несколько фраз, касающихся родителей Маэглина (история, происходившая вне Гондолина, могла быть известна); высказать сомнения в законности брака Эола и Ириссэ... есть шанс, и немалый, того, что Маэглин просто сорвется. И можно повести разговор так, чтобы он действительно рассказал все сам - что называется, поиграть на чувствительных струнах души. Кто бы его не допрашивал (а я-таки - да, убеждена, что в Твердыню его никто не таскал: опять же, доподлинно мы этого не знаем).
Почему не покончил с собой? - нет, не потому, что самоубийство запретно. Он _уже_ мертв; ему просто не приходит в голову убить себя. Есть шанс, что он даже и рассказал бы обо всем, что с ним произошло - но только если бы его кто-нибудь спросил, если бы кто-нибудь заинтересовался его отсутствием. Не для того, чтобы кого-либо спасти, а просто - ему было все равно. И убили бы - тоже было бы все равно.  Есть такой градус состояния, когда все уже безразлично: ему именно безразлично. Это как «не должен мертвый ходить среди живых».
Зачем он разыскивал Итариллэ и Ардамира, куда собирался их вести? - а представьте на минутку (еще раз говорю: не верится мне, что о тайном ходе Маэглин не знал), что «вложено было в сердце его»: он должен спасти этого мальчика. Не Итариллэ, а именно ее сына, Ардамира. Еще одно IMHO: для него мальчишка всегда был именно Ардамиром, сыном Итариллэ, а не Эарендилом, сыном Туора. А если повести за собой мальчика (Ардамир не имеет оснований не доверять родичу, который, как он полагает - и полагает справедливо - пришел спасти его и его мать), то мать не пойдет - побежит за ним.
Откуда вообще известно о предательстве Маэглина? - представим на минутку, что Итариллэ, никогда не доверявшая Маэглину и не любившая его, бросает ему фразу: «Это все из-за тебя!». И фраза - да, попадает в цель. А Маэглин не оправдывается: ему безразлично. Ему не до этого. И Итариллэ делает из этого выводы (вполне правильные). Если же фраза была каким-то образом повторена в тот момент, когда всех троих находит Туор, а Маэглин опять же не возражает и не выказывает возмущения, то предположение становится уверенностью: все это действительно из-за него, именно Маэглин предал все и вся, именно он сдал Гондолин Врагу. Натурально, в тот момент нет времени обдумывать и реконструировать ситуацию; зато когда это время появляется - будьте уверены, вспомнились и отлучки Маэглина, и его замкнутость и отчужденность, особенно явная в последние месяцы. Получилась логичная картинка.
Касаемо поединка с Туором: я практически убеждена, что причиной смерти Маэглина стал несчастный случай. Дрались, фактически, на краю пропасти, Маэглин потерял равновесие. Сомневаюсь, что причиной тому - искусство Туора как бойца. Полагаю также, что Маэглину незачем уже было убивать Туора, но не сделать этого, будучи хорошим бойцом (в отличие от Туора, он принимал участие в военных действиях, и, не сомневаюсь, изрядно превосходил Смертного в искусстве фехтования) он мог только в одном случае: если бы «подставился» сам, дал себя убить. Маэглин не сделал бы этого, и не потому, что ему хотелось жить. Просто потому, что - поддаться вот этому, которого я превосхожу во всем?.. Абсурд.
(Заметьте, кстати, забавный момент: население Гондолина, как мы прикидывали - несколько тысяч, войско Врага, как всегда, «бессчетно». И при этом в уже взятом, захваченном, горящем городе Итариллэ удается собрать беженцев и отвести их к тайному ходу (на то он и тайный, чтобы население Гондолина в большинстве своем о нем не знало - значит, нужно было именно собирать и вести).  Сколь я понимаю, из Гондолина ушло не десять и не двадцать жителей, а существенно больше...)

Думаю, примерно ситуацию я обрисовала. Еще раз повторяюсь: все вышесказанное - сугубое и копирайтное IMHO, я отталкиваюсь не от текстов, которые в отношении Маэглина, на мой взгляд, не могут быть ни объективными, ни достоверными, а от своего рода психологического портрета. Кстати, психологическая ломка и срыв у интровертов - штука страшная, это я вам и без учебников психологии скажу.
Я продолжаю считать, что поведение Маэглина можно объяснить только с точки зрения психологии.

 

My armor is contempt.
IP записан
 
Страниц: 1 2 3