WWW-Dosk | |
http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl
Middle-Earth >> Вопросы и ответы >> Знатокам Ветхого Завета http://www.elhe.ru/cgi-bin/forum/YaBB.pl?num=1608 Сообщение написано Krystal в 02/06/03 :: 3:47pm |
Заголовок: Знатокам Ветхого Завета Создано Krystal в 02/06/03 :: 3:47pm
Подкинули мне тут цитату из "Азазеля" Бориса Акунина. Про козлов отпущения.
"... их было два. Один во искупление грехов предназначался Богу, а второй - Азазелю, чтоб не прогневался. У Евреев в книге Еноха Азазель учит людей всякой дряни: мужчин - воевать и делать оружие, женщин - красить лицо..." Открываю Брюссельскую Библию и в комментариях к книге Левит, 16:20 читаю: "козел отпущения "Азазел". В самом тексте про сего козла имя Азазель не упомянается ни разу. Ни в русском переводе, ни в латинском, ни в King James' Bible (все просмотрела, короче). Так вот, вопрос: откуда свалилось имя Азазель, при чем там козел и как оно, имя это, переводится? |
Заголовок: Re: Знатокам Ветхого Завета Создано Элентир в 02/06/03 :: 5:12pm
Поправьте, если я ошибаюсь. "Книга Еноха" - апокриф, не входящий не только в 39 книг протестантской Библии, но и в 50 нашей. В Сети, например, у Ересиарха лежит:
http://www.heretics.com/library/noncanon/enoch/enoch.htm Про "козла отпущения" там следущее (Господь говорит архангелу Рафаилу): "И исцели землю, которую развратили ангелы, и возвести земле исцеление, что Я исцелю её и что не все сыны человеческие погибнут чрез тайну всего того, что сказали стражи и чему научили сыновей своих; и вся земля развратилась чрез научения делам Азазела: ему припиши все грехи". Почему он именно козел, хто ж знает? Возможно, так изображался и звался какой-нибудь ближневосточный божок? Могултая б сюда :-) |
Заголовок: Re: Знатокам Ветхого Завета Создано Krystal в 02/06/03 :: 5:22pm
Действительно, апокриф. Но взаимосвязь Азазеля с козлом все равно под вопросом... Может, кто-нибудь еще знает?
За ссылку спасибо. PS О том, как трудно писать вопрос, когда стоят над душой... Мое-то было уверено, что вопрос пошел в оффтопики :(. Тысяча извинений. Не ту кнопочку нажала. |
Заголовок: Re: Знатокам Ветхого Завета Создано Волчица из Питера в 02/06/03 :: 10:11pm
я не совсем поняла вопрос, но вот цитата:
" В представлениях иудаизма Азазель - демоническое существо. В Библии он упоминается в контексте описания ритуала "дня искупления". В этот день грехи народа перелагались на двух козлов, один из которых предназначался в искупительную жертву Яхве, а другой ("козёл отпущения") - для Азазеля." Его (козла) отводили в пустыню, где по традиции Старого и Нового Завета живут демоны. Что дальше - непонятно... |
Заголовок: Re: Знатокам Ветхого Завета Создано Krystal в 02/12/03 :: 1:42pm
Так. Мр. Но откуда тогда в Брюсссельском издании фраза "козел отпущения (Азазел)"? Впечатление такое, как будто его так называли. ?!
Вообще - как переводится это самое "Азазль"? Не может оно просто каким-то образом с этим самым козлом отпущения быть созвучно?... |
Заголовок: Ответ о термине "Азазель" Создано Хатуль Феанорыч в 02/12/03 :: 8:18pm
Привет!
Азазель - обозначение одного из возможных путей человеческого поведения: пути неподсудности, "я-сам-себе-хозяин-никого-не-трогаю-и-вы-меня-не-трогайте". Жертвоприношение, в описании которого встречается это слово, символизирует отказ общины Израиля от этого пути. Привожу здесь свою статью на эту тему, написанную 4 мая 2001 года в качестве комментария к главам "Ахарей-мот + Кдошим" в йешиве "Маасэ-решет". ____________________________________________________ Мы все знаем песню Высоцкого о козле отпущения. Не менее знаком нам и обаятельный, но безжалостный "демон пустыни" Азазелло. Нынешняя недельная глава - родина их обоих; впрочем, оба они - одно. Меня недавно спросили, какой принцип еврейской веры является основным. Я ответил: свобода выбора. Свобода выбора и есть то, что отличает живую материю от неживой, мыслящую живую материю - от немыслящей, а духовную мыслящую материю - от материи "бескрылой, приземленной". Сотворение человека по Образу и Подобию Творца подразумевало наличие у него абсолютной (в отличие от ограниченной ангельской) свободы выбора. Разговор о добре и зле начинается именно там, в раю, до грехопадения. Пишет, комментируя нашу главу, великий рав Шимшон бен Рафаэль Гирш (РаШаР; изд. 1873): "непредставимо, что способность грешить и соблазны чувств - лишь следствие искажения человека [первородного греха]. Отними их у человека, и он перестанет быть достойным своего имени. Ибо все величие человека в его уникальном даре: даре не слушаться Бога." Добавим, что, не будь в неискаженном райском бытие "потенциального зла" (т.е. той самой возможности грешить), сам первородный грех был бы невозможен! (Подробнее об этом - в ответе на вопрос о первородном грехе.) Сегодня мы читаем о том, как великому коэну предписано приносить жертву за грехи всей общины Израиля. Обществу защиты животных (а особенно козлов) не понравится гибель двух представителей этой породы: одного под ножом на алтаре, второго - от голода и жажды в пустыне. Но и козел, и человек - смертны, и жизнь прожита не зря, если выполнил свое предназначение. Мудрые люди сообщили нам, что, по меньшей мере, быки отлично понимают это: когда Илья-пророк проводил следственный эксперимент со жрецами Ваала, он купил двух быков, по одному на жертвенник. Тот бык, которому выпало быть принесенным Ваалу, открыл пасть и сказал человеческим голосом, что он завидует своему брату, который пойдет на алтарь Единого... (информация из комментариев, а не из текста Писания). Не будем думать, что козлы глупее быков. Два козла символизируют два аспекта очищения. Первое животное приносится в жертву на алтаре в Храме и символизирует выбранный людьми путь - чистый путь общения с Богом. Второй козел, неся на себе символический груз грехов всего Израиля (то есть всех людей в мире, осознанно стоящих перед единым Богом), отправляется в пустыню, и никто его больше не трогает и не ищет. Он, как человек, не признающий высшей морали, полностью предоставлен самому себе. Именно это состояние и обозначается, согласно РаШаРу, таинственным словом, которое встречается только в этой главе: азазель. "Козел к азазелю" - так обозначается это животное в заповеди. Русский синодальный перевод говорит "для отпущения" (отсюда известная идиома). Различные комментаторы, как еврейские, так и христианские, видели в этом слове то название некоей горы, то скалу вообще (РАШИ), а то и имя идола, падшего ангела или демона (вот откуда Азазелло). Я с охотой принимаю мнение РаШаРа, столь близкое по духу основной еврейской концепции свободы выбора. Отпуская прочь от нас козла-к-азазелю и принося в жертву козла-к-Богу, мы отвергаем азазель - путь неподсудности, и принимаем путь общения с Богом и подчинения Его законам. Шаббат шалом! ____________________________________________________ Добавлю, что этимология слова "Азазель" (буквенная запись ЪЗ'ЗЛ) неясна и семитологам. Народная этимология "эз азаль" (ивр. "козе кранты" :) ), конечно, неубедительна. Наверняка есть родство со словом "оз" - "энергия, сила, мощь". Тем не менее, на корни это слово не раскладывается. Буду рад ответить на всевозможные вопросы, если таковые найдутся... Последнее изменение: Хатуль Феанорыч - 02/12/03 на 17:18:18 |
Заголовок: Re: Знатокам Ветхого Завета Создано Krystal в 02/13/03 :: 2:37am
Вопросов... пожалуй что не найдется, потому как более полный и ясный ответ представить трудно. Огромное спасибо!
Последнее изменение: Krystal - 02/12/03 на 23:37:38 |
WWW-Dosk » Powered by YaBB 2.5 AE! YaBB © 2000-2009. Все права защищены. Localization by mySOPROMAT.ru |